Литературный час «Сила Шолоховского слова» (часть 2)

«Казачье народное творчество – мудрость, накопленная веками. Специалисты отзываются о казачьем фольклоре не иначе, как о богатейшем кладезе для творчества, источнике высочайшего вдохновения. В нем вся жизнь народа, его боли и радости, думы о будущем,» —  писал Владимир Шалыгин в своей работе «Мой край родной, казачий».  Именно поэтому произведения писателей Дона немыслимы без фольклорных мотивов.

Всю свою жизнь М.А.Шолохов писал о людях, которые живут на Донской земле, — о казаках. Он любил и знал их обычаи. Любил веселые рассказы и прибаутки, ценил и понимал казачьи песни. Веселые и грустные – эти песни всегда были с писателем. А когда было настроение, и сам пел, искусно выводя мелодию. Писатель сохранил для нас яркость и точность казачьей речи, ее образность, показал житейскую мудрость этого народа, любовь к шутке, описал его обычаи и нравы.

Художественная проза М. А. Шолохова – это не только эпопея о казачестве, которому он посвятил всю свою жизнь, но это и призма, сквозь которую рассматривается война и мир русского народа в XX веке. Жизнь «маленькой нации», как называл казаков писатель, положила для широкого обозрения жизнь России в первой половине XX века.

«Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою, который ни на кого не нападал, но всегда умел с достоинством отстоять созданное им.

М. Шолохов

Описание уклада жизни донских казаков потребовало от писателя создания особой стилистики и поэтики в сфере художественных средств, которые в народной, близкой к донской речи форме и в характерных для духовной культуры казачества представлениях отразили жизнь его героев.

Песни  казаков — это не только идеальное выражение казачьей души, а и истинное отражение судьбы всего  казачества. Песня окружала казаков с детства до могилы. С песнями рождались, с песней шли воевать, песнями мерили расстояние.  Застольные песни и песни свадебных обрядов. Песни исторические, былинные и сказочные. Гимны войсковые и полковые песни. Казачья служба была тяжела и опасна. В короткие минуты передышки гулял казак – звучали в песнях его удаль и веселье. Каждый казак знал более тысячи песен.

В  «Тихом Доне»  встречается 34 текста песен. В старинной казачьей песне, взятой автором эпиграфом к роману, предваряется рассказ о противоестественной, братоубийственной войне, о гибели казачьих родов, о трагедии народа, когда не тем вспахивается степь, не тем засеяна, не тем полита и не тот урожай собран будет:

Не сохами-то славная землюшка наша распахана…

Распахана наша землюшка лошадиными копытами,

А засеяна славная землюшка казацкими головами

Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,

 Цветен  наш батюшка тихий  Дон  сиротами,

Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими  слезами…

Язык произведений Шолохова — образец тесного, органического сплетения богатства народных говоров и литературного языка.

Давайте рассмотрим некоторые особенности «казачьего» языка.

Бредень-рыболовная сеть

Ушибить-ударить

Гутарить-говорить

Картуз-головной убор

Шлычка- лента для волос

Утирки-носовые платки

Кофтенка-блузка

Арба-повозка

Друженька-подруга

Ить-ведь

Ноне-сегодня

Кубышка-ёмкость для воды

Кисет- мешочек для табака

Баз- изгородь для скота

Зипун- верхняя одежда

Чирик- обувь

Привада- корм для рыбы

Баркас-лодка

Игрища- развлечение для молодежи

Также встречаются созданные по типу фольклорных эпитеты, сравнения и метафоры. Писатель использует в своих сказах слова, характерные для донского казачества, например, «лазоревая степь», в смысле красная. В донском казачьем диалекте слово «лазоревый» не означает «лазурный». Прежде всего, «лазоревый» ассоциируется с «лазоревым цветком»,  т. е.  с тюльпаном.  В своих произведениях Шолохов употребляет слово «лазоревый»  как синоним слов «красный» и «желтый»; «коханый» [любимый.]; «слез, вижу –  жива, двошит [т. е. дышит]»; «латку [заплатку] на шаровары  кому  посодит»; «ростом  низенький,  тушистый [в теле]» «родные  курени»;«грыздь [грыжу] свою обратно впихивает» и пр.

Месяцем, например, казаки называют луну во всех ее фазах, и художественные тексты Шолохова продолжают казачью традицию: оказывается — подумать только! — слово «луна» в произведениях писателя не употребляется. «Вороненый» в художественном мире Шолохова — не черный, а темно-синий, и эта синева прошла через все тексты, проявившись и в рассказе «Родинка», и в «Тихом Доне», и во второй части «Поднятой целины». Так же как в устном народном творчестве, материалом для сравнений и метафор служит жизнь казачества, окружающая их природа.