«На хрупких руках»

Исторический коллаж

Во все времена в России помощь ближнему осознавалась как долг, как умение сопереживать, способность вынести тяжкие испытания и проявить человеколюбие и доброту. Сегодня недостаток милосердия – характерная черта современного мира, которая, к сожалению, проявляется и в российском обществе.

Милосердие и война: как это было 100 лет назад | Правмир

Поэтому, возвращаясь к самым истокам возникновения и проявления этого качества, нам следует обратить внимание на духовный подвиг сестер милосердия, которые так искренне и беззаветно посвятили себя служению Отечеству. В толковом словаре С.И. Ожегова под словом «милосердие» понимается «готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». Между тем, «сестра милосердия – женщина, ухаживающая за больными, ранеными»

Благотворительность и милосердие членов царской семьи • Ейская Епархия

В нашей богатой истории есть прекрасные маяки милосердия, с которых нам надо брать пример. Одним из самых ярких является Царская семья, которые сделали очень многое для развития благотворительности. Несмотря на свое высочайшее положение, они сами участвовали в благотворительных базарах, а великие княжны несли подвиг сестер милосердия в военных госпиталях в годы Первой мировой войны.

Милосердие всегда было характерной чертой российского общества, традиции которого относят к началу складывания государственности. Известно, что еще в глубокой древности женщины нередко посвящали свою жизнь уходу за престарелыми, больными и инвалидами.

В X веке дочь князя Рюрика княжна Ольга организовала первую больницу на Руси, а уже в XI веке появляются «баба-вдовицы» (повивальные бабки), в обязанности которых входило крещение новорожденных и оказание помощи во время родов.

 В XII – XIII веках при церквях и монастырях в Москве создаются «больничные палаты». Необходимое лечение больных и раненых в период эпидемии и войн проводилось в монастырских больницах. Многочисленные летописные источники XIV – XV веков упоминают имена крестьянской девушки Февронии, княжеской дочери Евросинии, Феодосии Морозовой, по зову сердца занимавшихся уходом за больными людьми. Лишь к концу XVII в. государство постепенно перенимает обязанности по попечению нуждающихся.

Уржум » Уржумские сестры милосердия

 По указу Петра I все пожертвования стали отправлять организованно в благотворительные учреждения, выполняющие функции больниц, богаделен и сиротских домов. До него помощь оказывалась только частным образом. В 1715 году вышел Указ о службе женщин в воспитательных домах для ухода за больными детьми [2, с.35]. Это был первый шаг по привлечению женщин к лечебной работе. Начинаниям Петра не суждено было сбыться: Екатерина I удалила женщин из больниц, и впоследствии роль сиделок выполняли отставные солдаты. При Екатерине II открылись несколько воспитательных домов для подкидышей и бесприютных младенцев в Москве и Санкт-Петербурге.

Сестринское дело в России получает развитие в 1803 г. в связи с организацией службы сердобольных вдов – предшественниц сестер милосердия. Благодаря императрице Марии Федоровне, русские женщины были привлечены к лечебной работе. И это было новым явлением в общественной жизни страны. Сердобольных вдов стали направлять для работы в больницах. В торжественной обстановке они давали клятву служению избранному делу по уходу за больными. Эта форма профессионального участия женщин в уходе за больными была единственной до середины XIX века. Война 1812 года показала, что при большом поступлении раненых и больных лечебные учреждения были не в состоянии обойтись без вспомогательного женского труда. Поэтому в 1816 году при Московском госпитале была открыта специальная фельдшерская школа на 150 мест; в 1818 году – курсы сиделок и Институт сердобольных вдов.

Трудно представить, но до середины XIX столетия в лечебных учреждениях ухаживали за больными и помогали врачам медбратья. Первая община сестер милосердия в России – Свято-Троицкая – была создана в Петербурге в 1844 году. В сестры милосердия принимали вдов и девиц 20-40 лет. В течение года испытуемые проходили курсы обучения и на деле проверяли свои душевные и физические качества. Изучали правила ухода за больными, способы перевязки ран, фармацию и рецептуру. В торжественной обстановке женщин посвящали в сестры милосердия. Однако для оказания помощи раненым на театре военных действий женщин долгое время не привлекали – в обществе бытовало мнение, что только падшая женщина может ухаживать за ранеными мужчинами.

В 1854 году в Петербурге по инициативе и на средства великой княгини Елены Павловны, сестры Николая I, образована знаменитая Крестовоздвиженская община для подготовки медсестер с целью оказания помощи раненым. Женщины в течение двух-трех месяцев проходили стажировку у известных врачей, а затем их направляли на фронт в Севастополь. Преподаватели в общине, в том числе и сам Н.И. Пирогов, позднее вспоминали, что «интерес к делу ухода за больными и ранеными просыпался у общества с началом крупных военных кампаний, когда перед глазами энтузиастов возникал в туманной дымке героический образ женщины, перевязывавшей кровавые раны умирающего солдата»

До конца XIX в. дело попечения находилось в руках императорской фамилии. В 1879 г. было учреждено Российское общество Красного Креста, объединившее большинство общин сестер милосердия. Многие русские женщины и девушки оказывали раненым помощь в условиях тяжелой боевой обстановки. Среди них – 15-летняя Даша Михайлова, любовно прозванная защитниками города Дашей Севастопольской, – личность легендарная. По зову сердца она ушла на фронт, в труднейших условиях оказывала помощь раненым на перевязочных пунктах, затем в госпиталях. Фактически она стала первой сестрой милосердия. Её заслуги высоко оценил именитый врач Н.И. Пирогов, а по приказу Николая I Даша Михайлова была награждена золотой медалью «За храбрость» и крупной денежной премией. Оказание медицинской помощи силами сестер милосердия, входивших в общины, впервые практикуется в годы Крымской войны.

Ангелы в белых платочках». Как в Российской империи появились сестры  милосердия | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Сто двадцать сестер милосердия Крестовоздвиженской общины прибыли в Крым для оказания помощи солдатам и офицерам. Общины сестер милосердия в основном находились в Санкт-Петербурге и Москве. Так, в Санкт-Петербурге в указанный период действовало 6 общин численностью 300 сестер милосердия.

Помощь раненым силами сестер милосердия явилась предпосылкой к организации Общества Красного Креста. 22 августа 1864 г. в Женеве представители 16 государств заключили уже международный договор о помощи раненым во время войн – Женевскую конвенцию. Позднее к этому соглашению присоединились еще 26 стран, в том числе и Россия. Отличительным знаком организации стал герб Женевы как центра духовного единения стран-участниц: красный крест на белом флаге. По инициативе лейб-хирурга И.А. Нерановича и доктора Ф.Я. Кареля стали предприниматься шаги для создания Общества Красного Креста. 3 мая 1867 г. в Государственном совете был утвержден устав общества, получившего название «Российское общество попечения о больных и раненых воинах».

 В 1879 г. оно было переименовано в Российское общество Красного Креста. Общество приняло на себя функции по подготовке опытного санитарного персонала для нужд военного времени, организации госпиталей на фронте, по сбору пожертвований и оказанию материальной помощи раненым и больным. В его деятельности на разных этапах активно участвовали многие выдающиеся медики – Н.И. Пирогов, Н.В. Склифосовский, С.П. Боткин, С.И. Спасокукоцкий, Н.А. Вельяминов, Н.Н. Бурденко и др.

Первая община Красного Креста была учреждена в 1868 г. в Москве. Несомненно, что людских, материальных и других ресурсов одних только общин сестер милосердия, появившихся в 40–60-е гг. XIX в., явно не хватило бы в случае любой крупной военной кампании. В связи с этим, Общество попечения о больных и раненых воинах, созданное в России в 1867 г., как главный центр деятельности частной помощи на войне взяло на себя подготовку сестер милосердия для ухода за больными и ранеными воинами в военное время. Именно под эгидой этого Общества сестринское движение достигает своей массовости в период русско-турецкой войны 1877–1878 гг.

Милосердие и война: как это было 100 лет назад | Правмир

Одной из ярких страниц военной истории, привлекающей внимание многих исследователей, является русско-турецкая война 1877–1878 гг., в которой сестры милосердия проявили особую самоотверженность. Следует отметить, что война эта стала крупнейшей во второй половине XIX в. и первой победоносной военной кампанией для России после поражения в Крымской войне. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что именно в годы русско-турецкой войны 1877–1878 гг. в российском обществе отмечался всплеск благотворительной деятельности и проявления милосердия. «Война с турками показала необходимость и благотворность частной помощи во время войны и на войне…» События русско-турецкой войны 1877–1878 гг. позволили, впервые в истории, проявить себя на общественном поприще и русской женщине. «Барыни до сих пор славившиеся своими куриными мозгами и куриными наклонностями, вдруг точно прозрели. Красный крест сестры милосердия сманил многих из теплых насиженных мест… Первый раз за все последнее время – русская женщина, тщетно бившаяся в охватывающем ее со всех сторон омуте ничегонеделания, почувствовала под ногами что-то твердое… Вышла на тяжелый путь, но все-таки путь…» Женщины создавали дамские комитеты, занимавшиеся сбором денежных средств на нужды фронта, заготовкой белья и перевязочных материалов для раненых, приемом и размещением раненых в госпиталях и лазаретах, созданных внутри империи. К 1 февраля 1878 г. в России насчитывался 81 дамский комитет.

Кроме того, женщины активно участвовали в деятельности по уходу за ранеными и больными воинами. Однако движение сестер милосердия не всегда отличалось однородностью. В этот период времени война была популярна среди дворянства и русской аристократии. Зачастую возросший патриотизм многих женщин можно было объяснить ростом общественного мнения. Большинство девушек понятие не имело о том, что их могло ждать на фронте. Часть из них рассматривала помощь раненым как новые знакомства и развлечения. Для других – малоимущих – это было единственным способом заработать на пропитание. Но были и те, для кого милосердие к больным рассматривалось как сознательный выбор и служение Отечеству.

 Основой сестринской деятельности наших русских женщин всегда были милосердие и бескорыстие, но с 1926 года сестер милосердия стали называть медицинскими сестрами, так как посчитали, что милосердие – это «поповское» слово. Сестринская помощь в России не всегда имела основательную теоретическую, практическую и организационную базу. Лучшие профессиональные качества медицинских сестер сформулированы в этом историческом отрезке. Сестры ассоциировались в общественном сознании как положительные, героические личности, способные на самоотверженность, титанический безвозмездный труд.

Литература:

1. Белова, Е.Е. Сестры милосердия в период русско-турецкой войны 1877–1878 гг. // Ярославский педагогический вестник, 2010. – № 2. – С. 33-37.

2. Власов, П.В. Благотворительность и милосердие в России. – М.: Центрполиграф, 2001. – 445 с.

3. Война и милосердие. – М.: Свято-Димитр. училище сестер милосердия, 2003. – 320 с.

4. Илинский, П.А. Русская женщина в войну 1877– 1878. Очерк деятельности сестер милосердия, фельдшериц и женщин-врачей. – СПб.: Типо-Литография Л. И. Шмидта, 1879. – 277 с.

5. Каспрук, Л.И., Снасапова, Д.М., Жакупова, Г.Т. Историко-медицинские аспекты становления института сестер милосердия в России как развитие идей Н. И. Пирогова // Вестник Челябинского государственного университета, 2014. – № 12. – С. 43-47.

6. Кацнельбоген, А.Г. Героиня трех войн // Клиническая медицина. 1990. – № 2. – С. 139-142.

7. Козловцева, Е.Н. Социальная деятельность московских общин сестер милосердия // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 8: История. – М., 2005. – № 5. – С. 66-83.

8. Махаев, С.К. Подвижницы милосердия. Русские сестры милосердия: (краткие биографические очерки). – М., 1914. – 143 с.

9. Немирович-Данченко, В.И. Боевая Голгофа. – СПб.: Т-во Просвещение, 1911. – 410 с.

10. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Издательство: ИТИ Технологии, 2005. – 944 с.

11. Пирогов, Н.И. Севастопольские письма и воспоминания. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1950.

– 655 с.