«Живое слово мудрости духовной»

День информации ( ко Дню православной книги)

Поздравляю всех вас с праздником православной книги!

Первый раз этот праздник отмечали 14 марта 2010 года. Он был учреждён Священным Синодом Русской православной Церкви по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приурочен к дате выпуска книги Ивана Федорова « Апостол», которая считается первой печатной православной книгой на Руси — её выход в свет датируется 1 марта (по ст. стилю)1564 года. Это очень важный праздник для каждого культурного и образованного человека.

      Вот что сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в приветственном слове организаторам и участникам праздника Дня православной книги:

 «Очень важно, чтобы наши современники научились узнавать православные книги, любить их и прибегать к их мудрости, особенно в сложных жизненных ситуациях. Учреждённый праздник призван помочь как можно большему числу людей осмыслить значение православной книги и через это осознание стать более взыскательными и разборчивыми читателями, заботящимися о том, чтобы истинные знания наполняли ум и сердца».

Урок добротолюбия » Добротой полна душа»

Уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

Начать наше мероприятие хочется со  слов Л. Татьяничевой

«Делать людям хорошо – хорошеть самому».

– Как вы понимаете слова «хорошеть самому»?

 Надо больше совершать хороших поступков; очень хорошая есть пословица «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтоб относились к тебе»; от хороших поступков самому легче и приятнее.

Давайте поклоняться доброте! 
Давайте с думой жить о доброте: 
Вся в голубой и звездной красоте, 
Земля добра. Она дарит нас хлебом, 
Живой водой и деревом в цвету. 
Под этим вечно неспокойным небом 
Давайте воевать за доброту! А. Чепурова

Послушайте историю:

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка, я у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”

Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.

– Как вы понимаете слова мудреца (Всё в твоих руках?)

  Слово «добро» вы отлично знаете и не раз произносили «добрый день», « добрый человек»…

Что же обозначает это слово?

Чтобы помочь ответить на этот вопрос, давайте послушаем сказку Оскара Уайльда «Счастливый принц» :

А теперь давайте попробуем определить, что такое добро и кого называют добрым.

Сказка не может оставить равнодушным никого. Она пронизана идеей добра и милосердия. Детям нравятся главные герои – Счастливый принц и Ласточка, неожиданный сюжет, красота языка. Они чувствуют грустную тональность повествования, в которой добро всё-таки возвышается над равнодушием и чёрствостью

Добро – всё хорошее, положительное, направленное на благо (противоп.: зло). Синонимы: благо, благодеяние, благотворение, пожертвование, услуга, одолжение.

Сострадание – сочувствие, жалость, вызываемые чьим-либо страданием, несчастьем. Синонимы: участие, жалость, сожаление, милосердие, сочувствие, соболезнование, гуманность, сердобольность, сердоболие.

Чему учит сказка «Счастливый принц»?

Сказка учит состраданию и милосердию, учит не оставаться равнодушным перед лицом чужого горя. Учит доброте и самоотверженности. Учит раздавать милостыню, делиться всем, что имеешь. Учит возлюбить ближнего, как самого себя.

Это очень трогательная сказка о доброй Ласточке и милосердном Принце. Они отдали свои жизни ради того, чтобы люди в городе были счастливы, и это прекрасно.

На свете существует много разных правил: правила русского языка, дорожного движения, разных игр. Но есть также и правила морали. Их очень много и все они важны для нас. Но самое главное среди них – Золотое правило –

«Относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе».

А сейчас небольшое задание. Закончи пословицы и поговорки:

Добро воспитывает и возвеличивает человека, злость и равнодушие унижают его. Именно любовь и добро привели нас к победе в 1945 году. Вера в добро ведёт нас по жизни.

Нельзя допустить, чтобы зло взяло верх над добром.
А это зависит только от нас!
Помните! Доброта – спасительница всего живого на Земле. А ещё надо не забывать о Боге: вера в Него — это первый шаг к добру, любви, душевной теплоте.

Милосе́рдие (лат.misericordia) — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел.  Любовь к ближнему — неразрывно связана с заповедью любви к Богу. Опирается также на тезис, что в любом человеке следует видеть «образ Божий» независимо от его недостатков.

«Без сострадания, милосердия

  Невозможно жить в мире.»

Милосердие, действительно, могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать.

В последнее время мы, будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали сегодня человеческое тепло и забота о ближних.

А ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:

Д – добро

В —  верить

Е – есть

Ж – живете

П — пока

З – ЗЕМЛЯ

Л – люди

Т – твердо

Азбука будто вселяла  в нас уверенность:

Твердо  верьте, добро  живет,  ПОКА  ЕСТЬ   ЛЮДИ  НА  ЗЕМЛЕ.

Нравственность и духовность – понятия, существующие в неразрывном единстве. Нравственные истины: что делать, как жить, в чем смысл и цель жизни. Чтобы быть благом жизнь как минимум должна иметь этот смысл, а смысл не в том, чтобы лучше устроиться, а в любви, милосердии, умении прощать, сострадать. Это и есть духовность. Какие бы мы понятия не взяли в сфере нравственности и духовности все они так или иначе имеют в своей основе способность человека различать добро и зло. И совершенно прав был писатель А. И. Солженицынкоторый в одной из своих статей писал: «Граница между Добром и Злом проходит через сердце каждого человека, через его душу».

Милосердие – это добро. Что является противоположностью милосердию? Жестокость, мы говорим это – зло. У вас на листочке написаны понятия, из которых нужно выбрать те, которые относятся к теме «милосердие», и объяснить, почему вы сделали такой выбор.

Есть множество примеров милосердия и сострадания — как в современном обществе, так и в истории нашего государства. В этой связи нельзя не вспомнить Елизавету Федоровну Романову, которую Русская Православная Церковь причислила к лику святых не так давно. Ее всеобъемлющая любовь и помощь страждущим, ее открытость всем людям, несмотря на их положение в обществе, ее желание облегчить страдания были совершенно самоотверженны. Этим она и была известна при жизни. Она смогла сделать очень многое: опекала сестринский приют в Марфо-Мариинской обители, занималась страждущими, помогала фронту, возглавляла Императорское Православное Палестинское Общество…
Она сохранила глубокую веру в Бога и в человека даже на пороге страшной, мученической кончины. Она была женщиной удивительной душевной силы, стойкости и доброты. И это делает ее уникальной личностью не только для Церкви, но и для всей российской истории.

Песенка кота Леопольда  «Если добрый ты»

https://youtu.be/CsWw6HS4vFo

Человек сострадающий старается быть милосердным к каждому, кто в этом сострадании нуждается. В этом мы убеждаемся на примере величайшей личности – Матери Терезы. Сколько бескорыстного добра, тепла и нежности она внесла в наш непростой мир, сколько страданий невинных душ она пропустила через себя!

Люди прошли на своем горьком опыте множество воин, предательства и жестокости, перенесли много горя, слез и отчаянья. Человечество должно извлечь этот жестокий урок из истории, научиться соболезновать, сопереживать и сострадать. Каждая частичка на нашей планете Земля нуждается в мире, доброте и любви.

Милосердие часто отождествляют с верой в Бога, но лично я считаю, что это не одно и то же. Можно помогать другим и делать добро и при этом не верить в Бога. Можно, наоборот, ходить в церковь только потому, что это сейчас стало модным, и молиться только для того, чтобы «обеспечить» себе вечную жизнь.

К сожалению, и такое бывает. Но с другой стороны, если человек искренне верит в Бога и стремится выполнять все его заповеди, он постарается также быть и милосердным. Для меня в милосердии основное – бескорыстие.

Например, во время войны сестры милосердия самоотверженно ухаживали за ранеными, рискуя своей жизнью, выносили раненых и убитых с поля боя, и все это совершенно безвозмездно. Кроме того, они морально поддерживали солдат, не давая им упасть духом, что играет огромную роль в их победах. Имен большинства из них мы никогда не узнаём, но мы всегда будем благодарны им за их самоотверженный труд.

К сожалению, сейчас, в наше трудное время перемен, такие качества, как милосердие, доброта, желание помочь уходят на задний план, а, вытесняя их, вперед выдвигаются деловая хватка, умение получить прибыль и забота прежде всего о себе.

Милосердных людей сейчас не много, да и то остальные относятся к ним если не как к умалишенным, то по крайней мере как к глупым. Сейчас никто не поможет старушке перейти через дорогу, донести сумку, не подаст нищему, не пожалеет сирот и тяжелобольных. А мне кажется, что именно в наше время истинного милосердия людям больше всего не хватает.

Конечно, богатые люди могут себе позволить сделать пожертвование в различные фонды помощи, но очень часто только для того, чтобы об этом упомянули в газете или по телевидению. А те люди, которые действительно хотят помочь, зачастую не располагают средствами для этого. Но помочь можно не только материально, но и духовно.

Поддержка и понимание для каждого из нас значит не меньше, чем материальное благополучие. Я думаю, если бы люди больше заботились о других, исчезло бы с лиц людей выражение какой-то безысходной горести, которое так часто можно видеть в метро, на улице, в магазине. Иногда, конечно, попадаются люди веселые, жизнерадостные, оптимистично настроенные, улыбающиеся, но их – единицы. А остальные люди – хмурые, неприветливые, постоянно озабоченные состоянием политики и экономики.

Потеряв милосердие, мы словно разучились радоваться жизни, какой бы она ни была. Мало кому хочется делиться своим счастьем с другими. А ведь жизнь у нас только одна, и было бы так прекрасно не только радоваться ей и жить сегодняшним днем, но и попытаться сделать жизнь других немного легче, светлее и радостнее. Это бы принесло радость и нам самим.

Каждая улыбка на лице человека, которому ты помог, делает твое лицо счастливее. С давних времен известно, что причиняемое кому-то зло вернется к тебе стократным злом и что добро, которое ты кому-то сделал, возвратится к тебе. И если мы хотим, чтобы к нам относились хорошо, мы сами должны относиться хорошо к окружающим. Так будем же милосердны!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Подготовила Биджамова И.В.

Видео урок «Основы православной веры»

Подготовила Биджамова И.В.

Дорогие наши читатели!

В рамках дня информации «Живое слово мудрости духовной»сотрудница библиотеки имени А А Фадеева подготовила поэтический звездопад «Духовное наследие Руси».

 Поэзия чарующе манит нас как своей приятной, музыкальной, ласкающей ухо формой, так и своим ярким, картинно-выраженным и вдохновляющим содержанием. Ее звуки, полные чудной музыки, влекут нас в мир идеальной, небесной красоты. Благодаря поэзии мы можем глубже почувствовать полноту жизни с ее радостями и скорбями. Действуя возвышающим, облагораживающим образом на наше сердце, она роднит нас с миром нетленной красоты, в котором царствуют вечная правда и чистая любовь.

Самая высшая красота — это религиозное чувство. И когда поэзия воплощает это чувство, ее впечатление неотразимо. Поэт делается пророком, который показывает как бы озаренную солнцем вершину созерцания, изрекает глубины знаний и чувств.

Русская Духовная Поэзия

Многие пути ведут к Господу. Святые приходили к Богу через познание красоты созданного Им мира. Святая великомученица Варвара, живя в башне, находила для себя утешение в том, что с этой высоты смотрела на горние и дольные создания Божии, — на светила небесные и на красоту земного мира. Однажды, взирая на небо и наблюдая сияние солнца, течение луны и красоту звезд, она спросила живших с нею воспитательниц и служанок: «Кто сотворил это?». Также, взглянув на красоту земную, на покрытые зеленью поля, рощи и сады, на горы и воды, спросила: «Чьею рукою все это создано?» Девушка понимала, что рукотворные божки не могут сотворить такой чудесный и гармоничный мир.  Поэты шли к той же цели другой дорогой. Они не отрешались от восхищения и преклонения перед красотами земной жизни, но видели в них не суету  мира, а проявление благости и творчества Всемогущего. Они умели видеть красоту добра и уродство зла. Они становились неутомимыми и самоотверженными искателями красоты в поэзии. Но красота окружающего нас материального мира для поэтов была лишь ступенью к созерцанию иной, потусторонней и духовной красоты.
А. С. Пушкин был убежден, что «служение музам» требует самоуглубления, которое «не терпит суеты,» что поэт — это «сын неба,» который рожден
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв
.
Через познание чистых форм земной красоты — к красоте духовной, а от нее — к ослепительному сиянию небесной красоты шли многие русские поэты. Многие из них сходны в своей творческой направленности, несмотря даже на глубокие формальные различия. Служа красоте и совершенствуя данный им свыше талант слова, наши поэты служили Господу, как это ярко выразил Лев А. Мей:
Не верю, Господи, что Ты меня забыл,
Не верю, Господи, что Ты меня отринул:
Я Твой талант в душе лукаво не зарыл,
И хищный тать его из недр моих не вынул.
Чистая красота непременно влечет к возвышенному, идеальному, к небесному. Так, например, проживший много лет вдали от Бога поэт Яков П. Полонский не мог не почувствовать религиозное просветление и на закате своих дней написал:
Жизнь без Христа — случайный сон,
Блажен, кому дано два слуха —
Кто и церковный слышит звон
И слышит вещий голос Духа!
Те, кто внимательно вчитывались в русскую классику — поэзию или прозу — поражались обильем в ней моральных и религиозных мотивов и сюжетов.

Ищите Бога,
Ищите слёзно,
Ищите, люди,
Пока не поздно!
Ищите всюду,
Ищите каждый.
И вы найдете
Его однажды.
И будет радость
Превыше неба!
Но так ищите —
Как нищий хлеба!

Христианская лирика русских поэтов

Вильгельм Кюхельбекер

В позд­ней ли­ри­ке Кюхельбекера пре­об­ла­да­ют хри­сти­ан­ские мо­ти­вы са­мо­от­ре­че­ния, сми­ре­ния и по­кая­ния, па­ра­док­саль­но со­че­таю­щие­ся с ут­вер­жде­ни­ем ге­ро­ической мис­сии по­эта в ми­ре и соб­ст­вен­ной пра­во­ты. По­эма «Да­вид» (1826-1829 годы; опубликована не пол­но­стью в 1939 и 1967 годах) — ре­лигиозная эпо­пея в 10 кни­гах (пес­нях), по­этическое из­ло­же­ние ис­то­рии вет­хо­за­вет­но­го ца­ря и про­ро­ка. На биб­лей­ский сю­жет на­пи­са­на по­эма «Зо­ро­ва­вель» (1831 год; опубликована в 1836 году), на ос­но­ве хри­сти­ан­ской ле­ген­ды — по­эма «Семь спя­щих от­ро­ков» (начало 1830-х годов). Кюхельбекер трак­ту­ет ду­шев­ную жизнь современного че­ло­ве­ка, его «реф­лек­сию» как борь­бу в нём Бо­же­ст­вен­но­го и дья­воль­ско­го на­чал, ис­ход ко­то­рой за­ви­сит не столь­ко от соз­на­тель­ных уси­лий са­мо­го че­ло­ве­ка, сколь­ко от его го­тов­но­сти бе­зо­го­во­роч­но при­нять спа­се­ние из рук Ис­ку­пи­те­ля-Хри­ста.

Алексей Хомяков 

А. С. Хомякова давно признали самобытным русским мыслителем, но его духовная лирика до сих пор не изучена должным образом, хотя, по замечанию М. М. Дунаева, он является «автором нескольких шедевров духовной поэзии». Его зрелое и позднее творчество тяготеет к традиционным для русской духовной поэзии жанровым формам литературной молитвы, переложения псалма, исповеди, проповеди. духовные оды Хомякова и близкие к ним стихотворения (литературные молитвы, исповеди и проповеди) обращают к многовековым традициям святоотеческой книжности, текстам Священного Писания. Жанровая традиция оды помогала поэту в рамках высокого стилистического контекста выразить библейский лиризм предстояния человека Творцу и раскрыть свою мировоззренческую позицию.

Аполон Майков

Лирика Майкова была откликом на проблему «искусство и религия» в обстановке литературной полемики середины XIX века.  Майков отразил светлый взгляд на все явления жизни. Следуя православной традиции, Майков наделяет своих лирических героев определенными свойствами: терпением, смирением, потребностью в поиске истины, утверждении в вере, способностью к духовному труду, нередко — подвигу. Майков — православный христианин по самому образу жизни, синтез религии с его творчеством органичен, закономерен, отличается постоянством, сообщает разнообразным замыслам особую целостность и «стержневую» устойчивость. В то же время, будучи человеком светским, поэт не стремится к созданию чисто духовных стихов культового плана. Его поэзия — следствие живого и непреднамеренного, поистине свободного контакта с христианским учением и Богом, но не допускающего своевольных интерпретаций христианских православных догматов. В ряде случаев она не лишена внутренних противоречий и сомнений, а сами христианские догматы отражены с разной степенью узнаваемости, как прямо, так и иносказательно.

Дмитрий Мережковский 

На рубеже XIX-XX веков началась смена мировоззренческих парадигм русской философии. В мироощущении эпохи ясно ощущались богоискательские тенденции, взгляд на историю как путь ко Христу  и одновременно апокалипсическая оценка пути «от Христа». Д. С. Мережковский был в центре этих мировоззренческих построений и отражал их уже в ранних своих произведениях. Поэт так описал мировоззренческую ситуацию рубежа веков 

«Никогда ещё люди так не чувствовали сердцем необходимость верить. Никогда ещё пограничная черта науки и веры не была такой резкой и неумолимой, никогда ещё глаза людей не испытывали такого контраста между тьмой и светом».

Богоискательство Д С Мережковского является оригинальным мировоззрением, системой взглядов на мир, на его познание. Оно складывалось постепенно на основе критики «исторического христианства» как «новое религиозное сознание» в этом смысле оно, несомненно, религиозно. Хотя Мережковский постоянно подчеркивал свое богоискательство, стремление обновить христианство, предлагая различные, пусть и утопические решения, эти усилия не скрывали интереса мыслителя «к общественности».Многим его работамсвойственны поразительно верные оценки «живой жизни».

Николай Гумилёв 

Для поэта тема единства божественного замысла, предназначения, связи человека с  историей является одной их ключевых в творчестве. Потеря своего предназначения представлена Гумилевым как переходное состояние, болезнь. Исцеление даруется высшими небесными силами. Спасение для поэта связано с поиском веры и обретением духовной силы, осознанием своего предназначения. Согласно христианской традиции, любая война – несчастие, явление страшное, мучительное, но она может принести и очищение души через страдание, укрепление ее. Н. С. Гумилев в военных стихах воспевает подвиг, доблесть и славу, самопожертвование. Для поэта война – это обретение веры и путь христианина-воина.

Действительно, русские поэты, от великих до самых скромных и теперь почти забытых, посвятили религиозным темам множество своих произведений. Стремление к Богу, ощущение духовного мира и божественных основ мироздания — характерны для русской поэзии. Мы познакомим вас лишь с частью богатейшего поэтического материала 18-20 веков…

Викторина «ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ»

Спасибо за внимание!

Подготовила Щербакова Е.Е.

Обзор художественных книг «Научи свое сердце добру»

Дорогие читатели

В рамках дня информации «Живое слово мудрости духовной» сотрудница библиотеки имени А. А. Фадеева подготовила обзор книг  «НАУЧИ СВОЕ СЕРДЦЕ ДОБРУ».

 «Мы слишком часто препоручаем людей милости Господа и слишком редко сами проявляем милосердие». Джордж Элиот

Перед вами книги — лекарства от собственного бессилия, отчаянья и малодушия, от эгоизма и чёрствости! Вот о таких произведениях я вам и расскажу. Некоторые из них сейчас почему-то оказались незаслуженно забытыми, и их мало читают, но они, безусловно, достойны внимания!

Заметить, прочувствовать, понять, распознать чужую боль, переживания, нужду в помощи, поддержке (не только в материальном смысле слова, иногда нуждаются просто в проявлении человеческих чувств), умение сочувствовать и готовность прийти на помощь в любой ситуации и в любой момент – это должно быть нормой жизни любого человека, настоящего Человека.

Человек не может жить в одиночестве. Помощь, милосердие, взаимовыручка — эти слова самые главные для человека. Доброта и милосердие. Слово «доброта» понятно каждому. А что означает слово «милосердие»? Милосердие — сочувствие, любовь на деле, сострадание, любовь ко всему живому, что нас окружает.

Часть 1 СМОТРЕЛИ ФИЛЬМ – ЧИТАЙТЕ КНИГУ

А можно ли научиться быть добрым и милосердным человеком? Доброте и милосердию учит каждый прожитый день, а еще есть книги, книги о взрослых и детях, которые открывают для нас по-разному эти понятия.

Портер, Элинор (1868-1920).  ПоллианнА : роман / Элинор Портер ; [перевод Батищевой М.Ю. ; художник: Дунаева В.А.]. — Москва : Детская литература, 2019. — 332, [3] с. : ил. ; 22 см.

Прочтение книги напомнит, что нужно поднять голову и взглянуть на окружающий мир, ценить его, ценить жизнь, и искать хорошее в каждом дне. Ведь «Просто дышать — это ещё не жизнь!».

За свою столетнюю историю «Поллианне» пришлось пережить не одно превращение. Элинор Портер писала ее как притчу для христианского журнала Christian Herald: роман с продолжением, классическая история о бедной сиротке, растопившая не одно черствое сердце. Но по канону и в соответствии со строгой протестантской моралью времени Поллианне полагалось демонстрировать послушание и смирение, а та, наоборот, хлопает себе дверьми, лазает по крышам и больше всего хочет «жить»: «Когда я говорю «жить», тетя Полли, я имею в виду, что я могу делать то, что хочется. Ну, там, играть на улице, читать про себя, лазить по скалам, болтать с Нэнси или со старым мистером Томом в саду или узнавать все, что можно, о домах и обо всем другом на этих просто потрясающих улицах, по которым я вчера проехала. Вот, что я называю «жить», тетя Полли. А просто дышать, это совсем не то». Иными словами, несмотря на общую мелодраматичную схематичность сюжета, в котором все с готовностью перевоспитываются и падают друг другу в объятья, Поллианна — живая девочка. И ее нехитрая «игра в радость», согласно которой даже в самых печальных событиях можно найти повод для благодарности судьбе — следствие этого желания принять жизнь во всей ее полноте. Возможно, поэтому эта «игра» стала краеугольным камнем американской популярной философии ХХ века.

То, что Портер назвала «игрой в радость» на самом деле вовсе не игра, а древняя христианская (в том числе, православная) традиция, восходящая даже не к шестому веку, а к гораздо более древним временам. К той Книге, которую называют Книгой книг, Библией, Священным Писанием. Между прочим, одно из находящихся там Посланий Св. Апостола Павла — Послание к Филиппийцам, нередко называют «радостным». Как и Христос Спаситель завершает призывом к радости Свою Нагорную проповедь (Мф. 5, 12). Кстати, о том, что истоки «радостной игры» следует искать именно в Священном Писании, напрямую говорится в одной из глав повести «Поллианна». Встретив пастора, впавшего в уныние из-за невозможности изменить к лучшему поведение своих прихожан, девочка как бы между прочим говорит ему, что однажды, когда ее отцу было особенно тяжело, он решил подсчитать, сколько раз в Библии говорится о радости. И, насчитав восемьсот таких текстов, заключил, что, «если Сам Господь восемьсот раз призвал нас радоваться, значит, Ему было угодно, чтобы люди хоть иногда это делали».

Самарский, Михаил. Радуга для друга: [повесть]/ Михаил Самарский. — Москва :  Эксмо, 2017. — 251 с. : ил. ; 21 см.

 Книга для всех. Её стоит читать, что бы вырасти людьми и… что бы людьми остаться. 

«Доброта это то, что может услышать глухой и увидеть слепой», — написал однажды Марк Твен. С этим трудно не согласиться. Все люди на земле нуждаются и в милосердии, и в любви… Но особенно необходимы тепло и участие тем, кто, по каким-то причинам, лишен возможности слышать звуки, различать цвета и вообще полноценно воспринимать наш прекрасный мир. И так важно для них, чтобы рядом оказалось любящее и преданное существо, пусть даже это собака-поводырь. Повесть «Радуга для друга» написана тринадцатилетним подростком. И это не просто повествование о дружбе Лабрадора и слепого мальчика, это — повесть о нас и о тех, кто в нашей суетной жизни оказывается бок о бок с нами и на кого мы так часто (увы!) просто не обращаем внимания… А преданная собака-поводырь способна, оказывается, услышать заветные мечты друга и даже подарить ему самую настоящую радугу.

В 2018 году был поставлен спектакль по одноимённой книге «Радуга для друга», в котором роль Трисона играет сам Михаил Самарский. Премьера спектакля с большим успехом прошла в Тюменском большом драматическом театре. В настоящее время спектакль включён в репертуар Московского театра им. М.А Булгакова.

Книги Михаила Самарского переведены на другие языки и издаются в США, во Вьетнаме, в Болгарии. В 2017 году автор был избран почётным членом Союза русскоязычных писателей Болгарии.

Железников, Владимир Карпович (1925-).  Чучело: [Повесть] / В. Железников ; Худож. Андрей Суздалев. — М.: Киностудия «Глобус», 2000. — 183 с. : ил.; 21 см.

 Эта книга – о детской жестокости к своим ровесникам, которых выбрали «козлом отпущения», подлости, безнравственности и равнодушии, одной из самых серьезных проблем нашего времени

Повесть Владимира Железникова всколыхнула немало взрослых умов. Вокруг нее разгорелась полемика по всей стране; на одноименный фильм, снятый по сюжету «Чучела», школьников водили целыми классами, — настолько важную тему затронула эта книга. Она о честности и о подлости, об искренности и лжи, о детской жестокости и о способности маленького человека взвалить на себя взрослые проблемы.

Герои истории Железникова есть и в наше время. Дед и внучка Бессольцевы являются носителями добра. А у подростков доброта преследуется, считается проявлением слабости характера, тогда как зло воспринимается как героизм. И все же в неравном столкновении добра и зла побеждают добро, совесть, честность.

Бернетт, Френсис (1849-1924). Таинственный сад: [роман]/ Фрэнсис Бёрнетт; [перевод с  английского Р. Рубиновой]. — Москва : АСТ, 2020 [т. е. 2019]. — 286, [1] с. ; 21 см. — (Классика для школьников: КШ) (Рекомендовано лучшими  учителями).

Хоть эта книга  и считается детской сказкой, советую всем взрослым, потому что мысли и идеи очень жизненные. Это психологическая книжка о детях, познающих новый незнакомый чудесный мир вокруг себя.

Книга написана в 1911 г., но современным читателям она не покажется устаревшей или старомодной. Здесь нет понятий или названий предметов, с которыми не известных в наше время. Это произведение об отношениях между людьми, о наблюдениях за миром, чувствах, переживаниях. На мой взгляд, это как раз та литература, которая нужна сегодня, это то, чего нам не хватает. Книга добрая, мудрая.

Автор ненавязчиво ведет читателя от наблюдения за проявлением скверного поведения избалованной девочки к мысли о том, какие чудесные метаморфозы способны сотворить с природа, любовь в животным, растениям, труд и дружба.

Дружба, внимание друг к другу творят чудеса — ставят на ноги больного ребенка, возвращают радость жизни тоскующему вдовцу, преображают характер девчушки-дурнушки. Начало повествования очень захватывающе и, хотя к концу книги понимаешь, что больше накала страстей не будет, не будет ни авантюр, ни трагедий, читаешь все равно с большим интересом, поскольку конец обещает быть позитивным и радостным.

ЧАСТЬ 2 КНИГИ — ЛЕКАРСТВА
А еще есть книги, книги о сильных и мужественных людях, взрослых и детях, преодолевших тяжкий недуг или научившихся достойно жить с неизлечимой болезнью. Эти произведения учат доброте, милосердию, состраданию, показывают, что нельзя жить стереотипами и штампами, всё в этой жизни относительно: иногда ложь во спасение дарит надежду, проданная вещь возвращается к тебе… Читается очень легко, советую к прочтению!

Ермолаев, Юрий Иванович (1921-). Дом отважных трусишек: повесть / Юрий Ермолаев ; худож. Д. Боровский. — Санкт- Петербург ; Москва : Речь, 2016. — 140, [3] с.:  ил., факс ; 24 см. — (Серия «Ребята с нашего  двора»).

Дом отважных трусишек — так называет главный врач детское отделение больницы. А прототипом главного врача книги послужил знаменитый Курганский доктор Гавриил Абрамович Илизаров, который точно сказочный волшебник, возвращает к жизни, казалось бы, неизлечимо больных людей, делает их здоровыми и счастливыми.

Повесть рассказывает о мужестве маленьких пациентов, о самоотверженности врачей, о том, как вместе врачи и дети побеждают болезни. Главные герои небольшого произведения девочки от 11 лет, которые ничем не отличаются от всех остальных детей, но они не совсем здоровы. В то время лечение было довольно-таки затруднительным, но Гавриил Абрамович делал все возможное, чтобы ставить больных на ноги. Здоровые ноги. Повесть не документальная, и герои вымышлены, но их прототипами конечно же являлись реальные люди. Писатель трогательно рассказал о маленьких пациентах, а самое главное, передал их огромное желание преодолеть свой недуг и стать здоровыми.

Прекрасная книга, добрая и светлая, но все равно со слезами на глазах. Жаль, что мало популярна она сегодня. Я считаю, что эта книга крайне полезна для детей. В первую очередь потому, что она показывает, с какими проблемами (в первую очередь с физиологическими) могут сталкиваться люди. Она учит не отчаиваться, надеяться на лучшее, верить в свои силы и бороться за свое будущее!

Лиханов, Альберт Анатольевич (1935-).  Обман: Роман и повести : [Для ст. шк. возраста] / Альберт Лиханов. —  М. : Сов. Россия, 1983. — 383 с., 1 л. портр. ; 22 см. — (Лауреаты    Государственной премии РСФСР им. Н.К. Крупской). Содерж.: Мой генерал: Роман;     Повести: Солнечное затмение; Обман.

Повесть «Солнечное затмение» просто замечательная! Сюжет простой: волей случая знакомятся восьмиклассники Фёдор и Лена. Оба, одинокие, по сути, молодые люди, дети…У Федора — отец пьяница, мальчик всячески старается оградить семью о этой беды. Лена — инвалид, у неё нет ног. То есть ноги есть, но они совершенно безжизненны. Девочка живет в интернате, летом приезжает к родителям.

Лиханов написал о сложных жизненных проблемах так правдиво и душевно, и месте с тем, жестко и просто. Его произведение — удивительно мужественная, чистая и честная проза.

Символом проблем, бед и преград в повести писателя выступает «солнечное затмение». «Все наши беды – это затмение, и без них тоже нельзя. Без них разучишься видеть солнце!» – говорит Федя. И это, действительно, так. Трудности нужны людям, чтобы научиться ценить жизнь, любовь, дружбу!

Маршалл, Алан (1902-1984).  Я умею прыгать через лужи : [повесть : для чтения взрослыми детям] / Алан Маршалл ; [пер. с англ. С. Кругерской и Вл. Рубина ; ил. А. Иткина]. — Москва : Clever : Клевер-Медиа-Групп, 2015. — 330, [3] с. : ил. ; 21 см. — (Классная серия) (Просто хорошие книги).

Это автобиографическая, бесконечно добрая книга о силе духа и твёрдости характера необычного ребёнка, который жил в Австралии. Герою автор дал собственное имя, да и вообще ничего не придумал, лишь переместил некоторые события во времени, как сам признаётся в предисловии.

Он вспоминает о детстве, каким здоровым родился, после заразившись полиомиелитом, навсегда утратив возможность передвигаться на ногах без сторонней поддержки. Быть может, в другой семье судьба мальчишки сложилась бы по-другому. Но эти удивительные люди не просто не смирились, они нашли ту поразительную грань, чтобы признавать болезнь сына, но при этом не оградить его от жизни, не лишить его всех тех радостей детства, которые были у всех подростков того времени. Вместе с другом он даже охотится на зайцев, как может, конечно. Когда же сыну предстоит драка в школе, что бы сделали нормальные родители? Побежали жаловаться директору? Родителям обидчика? Не пустили ребёнка в школу? Эти же двое, особенно отец, учат не как избежать драки, а как себя вести в ней достойно и с наименьшими потерями.

Это повесть о детстве. Об особенном, но настоящем, когда просто привыкаешь к тому, что Алан такой, какой есть, и вместе с ним начинаешь просто жить. Без жалости – он её не любит. Иногда вообще забывая о том, что с ним случилось.

 А еще эта книга о целеустремлённости, храбрости и человечности, после которой… очень, очень хочется жить. В ней нет сильных и слабых, в ней не существует неполноценности… 

Эту яркая и запоминающаяся повесть, рекомендую ее как детям, так и взрослым.

Спасибо за внимание, надеемся, вам было интересно и вы с пользой провели время.

До новых встреч и интересных мероприятий.

Подготовила Щербакова Е.Е.

Вот и подошел к концу наш праздник небольшой.
Чтения вам духовного желаем всей душой! 

Еще раз поздравляем всех вас с праздником православной книги.  Давайте запомним, что  «Книга — великий дар человеку от Бога. От того, какие книги мы читаем, зависит и то, какими будут наши идеалы, а значит — наше будущее. 

Информационный буклет «Свет под книжной обложкой»

Мероприятие подготовили зав.филиалом Биджамова И.В.

и библиотекарь Щербакова Е.Е.