«Всей семьей у книжной полки»

Здравствуйте, дорогие читатели!

Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно! Психологи утверждают, что совместное чтение, разговор о прочитанном не только сближают родителей и детей, но и оказывают большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни.

Формирование духовной культуры личности  всегда осуществляется через чтение. Книга служит  не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми. Но чтение все больше утрачивает свою культурную и образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения.

Семейное чтение как средство духовно - нравственного становления личности и  духовного обогащения семьи

Первая и самая главная задача книги для семейного чтения – помочь установить и укрепить связь между родителем и ребенком, глубокую связь, которая продлится всю жизнь. Литература сильнее разногласий в семье, сильнее столкновения различных точек зрения. Открывая книгу, помогающую преодолеть эти различия, родитель и ребенок встречаются в едином пространстве, где язык, герои и обстановка приемлемы и комфортны для всех. Есть произведения, к которым ребенок возвращается самостоятельно, пока родители на работе или в отъезде. Они дают ребенку ощущение защищенности и безопасности, так как он знает, что в любое время может «увидеться» с мамой или папой на страницах книги. Какая книга, как правило, оказывается «семейной»? Та, которая была адресована маленьким, но по каким-то причинам очень нравится взрослым: взрослые с удовольствием читают ее детям вслух. Или если книга, адресованная подросткам, попадает в круг чтения взрослых, и взрослые читают ее с не меньшим (а иногда – и с большим) энтузиазмом, чем подростки. Но это, пожалуй, и все, что можно сказать о книгах для «семейного чтения» в целом. 

Социально-значимый проект «Семейное чтение » | Проект (старшая группа) на  тему: | Образовательная социальная сеть

В девятнадцатом веке принято было читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое, родители, гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям.
Чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета – выпуск новостей. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли. Почему же сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения?
Семейное чтение – это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени. Примерно 20 лет назад исследователи доказали, что чтение является главным фактором развития уровня мыслительных способностей и организованного сознания у человека. Для развития таких способностей, как умение читать, говорить, существуют чувствительные фазы, своеобразные «окна развития». До тех пор, пока эти «окна» открыты, названные способности могут развиваться. Например, для способности к чтению «окно» закрывается в 12-15 лет, а для речевого развития — в 9-10 лет. Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребенку формировать свое отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.

Роль семейного чтения в приобщении ребёнка к книге: беседа библиотекаря с  родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста —  Владивостокская централизованная библиотечная система

Главное отличие семейных чтений состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.

Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Предлагаем вам небольшую подборку книг для семейного чтения.

  • Велтистов Е. Приключения Электроника
  • Драгунский В. Денискины рассказы
  • Житков Б. Рассказы
  • Заходер Б. Любимые стихи и сказки
  • Киплинг Р. Маугли
  • Лагин Л. Старик Хоттабыч
  • Ларри Я. Необыкновенные приключения Карика и Вали
  • Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсоне

Велтистов, Евгений Серафимович

Приключения Электроника: [фантастическая повесть : для среднего школьного возраста] / Евгений Велтистов; худож. Олег Горбушин. — Москва : Самовар, 2010. — 156, [2] с., [10] л. цв. ил. ; 22 см см. — (Школьная библиотека).

Драгунский, Виктор Юзефович

Денискины рассказы: [для младшего школьного возраста] / Виктор Драгунский ; [худож. Вениамин Лосин]. -Москва : Оникс, 2007. — 157, [1] с.: ил., портр. ; 22 см. — (Читаем по школьной программе) (Библиотека младшего школьника (БМШ)

Житков, Борис Степанович.

Рассказы о животных : [для младшего школьного возраста] / Борис Житков; худож. Александр Кардашук. — Москва: Олисс : Эксмо, 2010. — 111 с. : цв. ил. ; 27 см. — (Русские сказки о природе).

Киплинг, Редьярд

Маугли : [для среднего школьного возраста] / Редьярд Киплинг ; [пересказ И.С. Чудовской] ; худож. Владимир Чапля. — Москва : Белый город, 2008. — 46, [2] с. : цв. ил. ; 27 см. — (Приключения и фантастика).

Ларри, Ян Леопольдович

Необыкновенные приключения Карика и Вали : [повесть для среднего школьного возраста] / Ян Ларри ; [ил. А. И. Кукушкина]. — Москва : АСТ [и др.],2007. — 412, [1] с. : ил. ; 21 см см.

Мама мне читает книжку

Про зайчишку и лисёнка…

Я б послушал про войнушку,

Только мама ведь – девчонка.

Будет ей, наверно, скучно,

Так, что даже зазевает.

Ладно, завтра про войнушку

На ночь папа почитает.

А сегодня про зайчишку

И про плюшевого мишку.

Хоть про мышку, хоть про шишку –

Всё равно, была бы книжка!

Спасибо за внимание!