Василя Владимировича Быкова часто называют человеком, который выжил. Но стоит сказать, что он не просто выжил, участвуя в боях на полях Великой Отечественной войны, но и остался в памяти многих любителей литературы как бессмертный автор героических произведений. Повести и рассказы Василя Быкова пропитаны жестокой правдой тех смутных лет, он не боялся отходить от идеологических ярлыков, за что подвергался гонениям и травле. Но труды писателя прошли сквозь многие годы и были экранизированы именитыми режиссерами.
Родился 19 июня 1924 в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы в д. Кубличи, затем учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища (1939—1940) и в школе ФЗО (до мая 1941). В июне 1941 экстерном сдал экзамены за 10 класс.
Призван в армию летом 1942, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший); события после ранения послужили основой повести «Мёртвым не больно». В начале 1944 три месяца находился в госпитале. Затем участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии. С действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии. О войне в книге воспоминаний «Долгая дорога домой» (2003) вспоминал так:
« Предчувствую сакраментальный вопрос про страх: боялся ли? Конечно, боялся, а, может, порой и трусил. Но страхов на войне много, и они все разные. Страх перед немцами — что могли взять в плен, застрелить; страх из-за огня, особенно артиллерийского или бомбежек. Если взрыв рядом, так, кажется, тело само, без участия разума, готово разорваться на куски от диких мук. Но был же и страх, который шел из-за спины — от начальства, всех тех карательных органов, которых в войну было не меньше, чем в мирное время. Даже больше. »
«Долгая дорога домой»
После демобилизации жил в Гродно (с 1947). Печатался с 1947, работал в мастерских, а также в редакции областной газеты «Гродненская правда» (до 1949). В период с 1949 по 1955 снова служил в Советской армии, в 1955 окончательно демобилизовался в звании майора. С 1955 до 1972 вновь работал в «Гродненской правде». С 1959 член Союза писателей СССР. В 1972—1978 секретарь Гродненского отделения Союза писателей БССР. В 1978 переехал в Минск.
С 1959 года начинается его творческая биография: Василь Быков представляет на суд читателей произведение «Журавлиный крик», а в 1961-ом выходит в свет повесть «Третья ракета», принесшая мастеру слова признание и славу.
Осенью 1965 года читатели впервые познакомились с произведением «Мертвым не больно», которое опубликовал журнал «Маладосць». Сюжет повести разворачивается в 1944 году во время Кировоградской операции, в которой Василь Владимирович участвовал лично.
В 1974 году талантливый писатель удостоен Государственной премии СССР за произведения «Обелиск» (1971) и «Дожить до рассвета» (1972 ). В 1976 году повесть «Обелиск» была экранизирована тем же режиссером – Ричардом Викторовым. На этот раз главные роли достались Евгению Карельских, Игорю Охлупину, Эдуарду Марцевичу и Валерию Носику.
Вообще, существует около двадцати кинолент, снятых по мотивам произведений Василя Владимировича, например: «Восхождение» (1976), «Фруза» (1981), «Круглянский мост» (1989), «Пойти и не вернуться» (1992), «В тумане» (2012) и т.д.
В 1982 году Василь Быков становится автором повести «Знак беды», которая стала значимым произведением в литературе советского пространства. За это творение писатель награжден престижной Ленинской премией. Также Быков известен по произведениям «Сотников» (1970), «Карьер» (1985), «Облава» (1988), «Волчья яма» (1998), «Болото» (2001) и многим другим примечательным работам.
С конца 1997 года Василь Быков жил за границей: первоначально в Финляндии, затем в Германии и Чехии. Приехал в родные края только за месяц до собственной смерти в 2003 году.
Проза Быкова сильна и неоднозначна. Многие литературоведы размышляют о творческом пути писателя и смыслах его произведений.
Читайте с удовольствием! До новых встреч!