Час правовой культуры
День народного единства – важный праздник для нашей страны. В этот день мы вспоминаем о своей общности и дружбе, исторических победах и принципах государственности.
Праздник был учрежден Федеральным Законом «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным.
Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.
День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время — период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, — было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.
Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.
В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны — дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.
Три главных символа определяют нашу государственность — Флаг, Герб, Гимн. Давайте поговорим немного о них.
ФЛАГ РОССИИ
Российский триколор имеет более чем 300‑летнюю историю. Государственный флаг в России появился на рубеже XVII‑XVIII веков, в эпоху становления России как мощного государства. Впервые бело‑сине‑красный флаг был поднят на первом русском военном корабле «Орел», в царствование отца Петра I Алексея Михайловича. Законным же «отцом» триколора признан Петр I. 20 января 1705 года он издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело‑сине‑красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос.
В 1858 году император Александр II утвердил рисунок «с расположением гербовых черно‑желто‑белого цветов империи на знаменах, флагах и других предметах для украшений на улицах при торжественных случаях». А 1 января 1865 года вышел именной указ Александра II, в котором цвета черный, оранжевый (золотой) и белый уже прямо названы «государственными цветами России».
В Советской России более 70 лет государственным флагом являлся красный стяг.
Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР 22 августа 1991 года постановила считать официальным символом России триколор. Указом президента РФ от 11 декабря 1993 года было утверждено Положение о государственном флаге Российской Федерации.
25 декабря 2000 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации». В соответствии с законом, Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине — 2:3.
ГЕРБ РФ
Слово «герб» происходит от немецкого слова «арбе», что значит наследство. Герб – символическое изображение, которое показывает исторические традиции государства или города.
Гербы появились очень давно. Предшественниками гербов можно считать тотемы первобытных племён. У прибрежных племён в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у степных – змеи, у лесных – медведя, оленя, волка. Особую роль играли знаки Солнца, Воды, Луны.
Двуглавый орёл – одна из древнейших геральдических фигур.
С конца XIV в. золотой двуглавый орёл, глядящий на Запад и Восток, помещённый на красном поле, становится государственным символом Византийской империи. Он олицетворял единство Европы и Азии, божественность, величие и власть, а также победу, храбрость, веру. Аллегорически древнее изображение двуглавой птицы могло означать ещё недремлющего стража, который видит всё и на востоке, и на западе. Золотой цвет, означающий богатство, процветание и вечность, в последнем значении до сего времени употребляется в иконописи.
Двуглавый орел как герб Московского государства впервые появился на печати Ивана III в 1497 году, на это повлияла его женитьба на византийской принцессе Зое Палеолог. На одной половине герба изображался орёл, на другой – всадник, попирающий дракона, – это был результат объединения гербов двух стран.
При Иване IV Грозном на груди орла появилось изображение Георгия Победоносца — символа московских князей. При царе Михаиле Федоровиче над головами орла появились 3 короны. После учреждения Петром I Ордена Первозванного в герб была включена цепь с орденом, а при Павле I — еще и изображение Мальтийского креста.
ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский гимн был написан во время Великой Отечественной войны в 1944 году — и менялся с тех пор еще дважды, вместе с самой страной.
Сразу после Февральской революции перед Временным правительством встала задача заменить символику царской России. Песню «Боже, царя храни!» больше никто не пел, аксельбанты и царские вензели летели с погон, улицы и города меняли свои названия. Страна вспыхнула красным — красные флаги на улицах, красные ленты на папахах и пальто. Новая страна, новые люди, новый флаг и новый гимн. За последним решено было обратиться к директору Петербургской консерватории Александру Глазунову, ранее написавшему музыку для коронации императора Николая II. Ходили слухи, что первый премьер-министр Родзянко обращался за помощью и к Игорю Стравинскому, и к Александру Гречанинову, но новому гимну так и не суждено было появиться на свет. Временному правительству некогда было этим заниматься, и новый гимн появился сам, из народа. Им стала «Марсельеза» — гимн Французской Республики.
«Русская Марсельеза» от французского оригинала отличалась мотивом и содержанием. Текст принадлежал известному народовольцу — философу Петру Лаврову. Поначалу «Марсельеза» была идеальным гимном, так как отражала дух смутного времени, но, когда ситуация стабилизировалась и власть окончательно перешла в руки большевиков, от «Марсельезы» отказались и заменили ее на «Интернационал», который фактически был гимном социал-демократов. Впервые «Интернационал» исполнили 25 октября (по старому стилю) 17-го года после взятия Зимнего дворца, перед началом работы Третьего съезда Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
«Интернационал» де-факто стал гимном страны, но де-юре статус гимна не был закреплен ни в одном документе, включая первую российскую конституцию, принятую в апреле 1918 года. В качестве государственных символов она утверждала флаг, герб, но про гимн не было сказано ни слова. Так и получилось, что молодая страна прожила без гимна 26 лет, до 1944 года.
С началом Великой Отечественной войны отсутствие гимна становилось все более неуместным. Через несколько месяцев после победы в Сталинградской битве, в 1943 году, руководство страны объявило конкурс на создание нового гимна Советского Союза. В конкурсе приняли участие более 200 человек: 41 поэт и более 160 композиторов из Грузии, Армении, Украины, Узбекистана и РСФСР. Это были лучшие музыканты того времени: Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев; комиссию возглавил заместитель главы правительства маршал Климент Ворошилов.
Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович создали гимн сообща, и каждый написал еще по своей версии гимна, но ни одна из версий не подошла. Музыка была слишком сложной и оригинальной, по мнению Сталина.
Из 223 версий гимна, просмотренных комиссией за два месяца, остановились на музыке Александра Александрова. «Гимн партии большевиков», написанный им в 1938 году на слова Василия Лебедева-Кумача, звучал просто и торжественно и идеально подходил на роль главной мелодии страны. Инструментовку гимна доверили композитору Сергею Василенко.
Впервые новый гимн страна услышала по радио в новогоднюю ночь 1944 года.
«Строго и величественно прозвучал вчера, в новогоднюю ночь новый гимн Советского Союза, — писал советский композитор Василий Соловьев-Седой. — Взволнованно слушала вся наша великая страна его исполнение по радио. Простая, проникновенная мелодия гимна вдохновенные и мудрые слова его близки сердцу каждого гражданина нашей родины. И нам, советским людям, особенно радостно сознавать то, что гимн великого нашего государства создан именно сейчас, когда победоносное движение доблестной Красной армии и небывалый трудовой подъем всей страны приближают час окончательного разгрома ненавистного фашизма».
Появление гимна стало событием невероятного политического масштаба.
Сегодня мы вспомнили о важных символах российской государственности и их развитии в истории страны.
День Народного единства — праздник объединяющий! Народности, этносы, ЛЮДИ — это наша великая страна! Помнить о ее величии и истории — наша обязанность и радость!
Подготовила Барыбина И. Г.