«Спасибо Вам, любимый автор»

Литературное путешествие

Добрый день дорогие читатели и гости нашего блога!

Сегодня мы отмечаем прекрасный праздник — всемирный день писателя! Он был учрежден членами международного конгресса ПЕН-клуба в 1986 году. Мероприятия, приуроченные к празднику, призваны напомнить о свободе слова, а также рассказать о новых течениях в литературе. В широком смысле этот праздник отмечают все труженики пера: писатели, журналисты, критики, редакторы, студенты-филологи.

История праздника связана с английским ПЕН-клубом, который был основан в Лондоне в 1921 году. Его название «PEN» является аббревиатурой от английских слов «poets» – поэты, «essayists» – очеркисты, «novelists» – создатели новелл или романисты. Кроме того, в аббревиатура этих слов образуют слово «pen» – перо, ручка. Идея объединить литераторов и журналистов, всех кто занимается литературным творчеством принадлежала английской писательнице Кэтрин Эми Доусон-Скотт (Кэтрин Доусон), а первым президентом созданного ПЕН-клуба стал Джон Голсуорси, автор легендарной «Саги о Форсайтах» и лауреат Нобелевской премии.

3 марта – всемирный день писателя и прекрасный повод сказать спасибо тем, кто силой своего воображения дарит нам замечательные истории. Вместе с читателями всех возрастов мы совершим путешествие от древней литературы к современным авторам.

Мировая литература претерпевала различные внешние факторы, которые воздействовали на нее и, в некоторых случаях, категорично меняли литературу любой страны. Все развитие в истории мировой литературы можно разделить на несколько этапов, основным среди которых является античная литература.

Литература Древнего мира и античности
Период с XXX в до н.э. до III в. н.э.  В Древнем мире существовали и активно развивались различные литературные жанры: поучения, священные гимны, сказки, поэмы, биографии, басни, религиозные тексты, пословицы, поэзия, пророчества. Произведения тесно связаны с фольклором. Часто в литературные тексты входили песни из фольклора.

К этому периоду относятся:

древнеегипетская литература, Месопотамии (шумерская, ассиро-вавилонская), хеттская, хуритская и угаритско-финикийская литературы;
классические литературы Азии: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская, древнееврейская;
древние литературы: китайская, индийская, персидская, еврейская, греческая, римская.
Главными произведениями древнеиндийской литературы стали Веды – сборник священных гимнов, эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».

Бриллианты древнекитайской литературы – это сборник «Луньюй. Изречения» Конфуция, книга песен «Ши цзин», гадательные надписи на костях и панцирях черепа «Цзягувэнь».

Греческая литература архаического периода – это поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» и «Труды и дни» Гесиода.

Античная литература включает две национальные литературы: древнегреческую и древнеримскую. Ее ярчайшими представителями являются Эсхил, Вергилий, Софокл, Платон, Еврипид, Аристофан, Аристотель, Овидий, Апулей.

Средневековая литература
Это период охватывает III-XIII и даже XV вв. и содержит несколько направлений:

клерикальное – религиозные тексты: жития, сочинения церковников, толкования древних сочинений;
придворное – тексты для аристократии: рыцарские романы, советы, хроники, наставления, лирическая поэзия;
городская литература: театр, новеллы.
При этом произведения делятся на высокие (клерикальные, придворные) и низкие (городские).

Самыми ранними текстами, которые оказали влияние на формирование всей средневековой литературы, являются христианские Евангелия (I век), религиозные гимны Амвросия Медиоланского (340–397), труды Августина Блаженного («Исповедь», 400 год; «О граде Божием», 410–428 годы), перевод Библии Иеронимом на латинский язык (до 410 года), работы Латинских Отцов Церкви и философов ранней схоластики.

На зарождение и развитие литературных произведений Средневековья повлияли три основных фактора: традиции народного творчества, культурные влияния античного мира и христианство.


Литература эпохи Возрождения
Ренессанс охватывает период с конца XIII по начало XVII столетия. В эту эпоху сформированы основы современной литературы. Для произведений Возрождения характерны гуманизм, жизнерадостность, опора на античность, гармония мироощущения, эмоциональность

От текстов Средневековья литература эпохи Возрождения отличается тем, что основывается на новых, прогрессивных идеях гуманизма, которые впервые зарождаются в Италии, а затем распространяются по всей Европе.

Сочинения периода Возрождения характеризуются обновлением, обращением писателей и мыслителей к культуре и искусству античности, подражанием ее высоким идеалам.

Примеры: В. Шекспир «Ромео и Джульетта», Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Боккаччо «Декамерон», С. Брант «Корабль дураков», Я. Кохановкий «Согласие».


Литературные произведения, созданные в XVII в. Объединение черт прекрасной эпохи античности и мрачного средневековья.

Для трудов этого времени характерны:

восприятие всего мира как произведения искусства;
воссоздание новой действительности в причудливой, усложненной форме;
противостояние между личностью и обществом, идеальным и реальным (романтизм);
внутренние противоречия человека;
патетичность, пышность, метафоричность.
В эпоху Барокко расцветает театр, широко ставятся драмы Тирсо де Моли, У.Уэбстера, П. Кальдерона, общество зачитывается поэзией Т. Тассо и Дж. Марино.

Литература эпохи Просвещения
Вслед за Барокко в XVIII веке появились произведения нового периода – эпохи Просвещения, которые стирают прежние жесткие границы между философскими, публицистическими и художественными жанрами. Возросло значение мемуаров и эпистолярного жанра.

Для произведений Просвещения характерно утверждение норм, раскрытие определенных философских и этических взглядов и отрицание всего несоответствующего нормам. Создан новый тип деятельного и уверенного в своих силах героя.

Примеры: Дж. Локк «Опыт о человеческом разуме», Д. Дефо «Робинзон Крузо», А. Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско», Гёте «Фауст», П. Бомарше «Фигаро», Д. Фонвизин «Недоросль».

Вторая половина XIX в.
Для этого периода характерно многообразие литературного процесса. «Золотой период» русской и норвежской литературы. Интенсивные связи с восточными произведениями. Происходит становление такого метода как реализм.

Хронология развития литературы

Литературные труды стали великой силой общественного движения, средством борьбы народа за свободу и справедливость, за ликвидацию строя насилия и нищеты. Для этого периода свойственен особый язык, яркость образов, глубокое вникание в жизнь и переживания личности, постановка важнейших проблем общества, поиск ответов на волнующие жизненные вопросы.

Примеры: Ф. Достоевский «Преступление и наказание», творчество Пушкина, М. Лермонтов «Герой нашего времени», Л. Толстой «Война и мир», И. Тургенев «Отцы и дети», И. Гончаров «Обломов», Г. Флобер «Мадам Бовари», Мопассан «Ожерелье».

Модернизм или рубеж веков
Охватывает период от 1890‑х до Первой мировой войны и 1930 гг. Это «Серебряный век» – в России, «поворот веков» – в немецкоязычной литературе, «конец века» – во французский сочинениях.

Для модернизма характерен отход от классического романа, радикальный пересмотр литературных форм, поиск новых стилей, стремление к решительному обновлению мироощущения и поэтики, возникновение декаданса (неприятие реальности, безнадежность, безысходность, индивидуализм).

Важное место в произведениях модернизма занимает тема потерянного поколения и осмысления войны.

Литература периода модернизма становится чистым отражением реальности или ее полной противоположностью. Автор ставит под сомнение абсолютные истины. В результате целостность мира рушится: на смену линейному повествованию приходит обрывочное, раздробленное на небольшие эпизоды и подаваемое через нескольких героев с разными взглядами на события и факты.

Формируется «новая драма», представителями которой являются Г. Ибсен (Норвегия), А. Чехов и М. Горький (Россия), М. Метерлинк (Бельгия), Э. Золя и А. Бек (Франция), Б. Шоу (Англия).

Литература новейшего времени или постмодернизма
С конца Первой мировой войны по наши дни все литературные произведения относят к постмодернизму и его разновидностям: натурализм, постреализм, пост-постреализм, пост-постмоденизм.

В философии постмодернизма отмечается сближение с искусством, глобализация общественных и социальных со сходными жанрами: антиутопия, фантастический роман, детективная литература, триллеры, женский роман и т.д.

Постмодернизм с трудом поддается определению — нет однозначности мнений относительно его точных признаков феномена и границ.

Для литературы данного периода характерны следующие черты:

фрагментарность, ирония, чёрный юмор;
реакция на идеи Просвещения;
автор избегает саму возможность смысла, а его роман часто является пародией этого поиска;
доктрина конструктивизма и отрицание структуры;
мир – есть текст, человек есть текст;
«смерть» Я, Бога, автора;
случайность выше таланта.
Под сомнение также ставится существование границ между высоким и массовым искусством, размывая границы, комбинируя темы и жанры.

Примеры: Дж. Хоукс «Каннибал», В. Набоков «Бледное пламя», Дж. Фаулз «Червь», В. Пелевин «Чапаев и Пустота», В. Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени».

История и красоты донской земли располагают к писательству. На Дону родились и жили многие известные писатели.

И есть среди них имена, которые известны не только в Ростовской области, а всей России. И даже всему миру:

Михаил Шолохов, Виталий Закруткин, Анатолий Калинин, Борис Изюмский, Михаил Андриасов, Алексий Коркищенко, Петр Лебеденко, Анатолий Калинин, Александр Бахарев.

Ростов славится своими литературными деятелями

2022 год богат на юбилеи знаменитых писателей, творчество которых радует читателей по всем миру. Мы представляем вам мартовский список тех, чьи произведения можно перечитать или открыть для себя в этом году.

1
МАРТА
 130 лет со дня рождения японского писателя Рюноскэ Акутагавы (18921927). «Ворота Расёмон», «Генерал», «Муки ада».
7
МАРТА
 100 лет со дня рождения русского писателя Дмитрия Гавриловича Сергеева (19222000). «Позади фронта», «Таёжные каникулы», «Доломитовое ущелье». Приключенческие книги о геологах «Загадка большой тропы», «Костры в тайге», «Запас прочности».
11
МАРТА
 70 лет со дня рождения английского писателя-фантаста Дугласа Ноэля Адамса (19522001). «Автостопом по Галактике», «Детективное агентство Дирка Джентли»
13
МАРТА
 85 лет со дня рождения русского писателя Владимира Семёновича Маканина (19372017). «Прямая линия», «Андеграунд, или Герой нашего времени», «Асан».
15
МАРТА
 85 лет со дня рождения русского писателя Валентина Григорьевича Распутина (1937–2015). «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Уроки французского».
18
МАРТА
 90 лет со дня рождения американского писателя, поэта Джона Апдайка (1932–2009). «Иствикские ведьмы», «Кентавр», «Ярмарка в богадельне».85 лет со дня рождения шведской писательницы, лауреата Мемориальной премии Астрид Линдгрен (2014) Барбру Линдгрен (р. 1937). «Лоранга, Мазарин и Дартаньян», «Маттиас и его друзья», «Эх ты, Борька!».
19 [31]
МАРТА
 140 лет со дня рождения русского поэта, писателя и переводчика Корнея Ивановича Чуковского (1882–1969). «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», переводы: Гринвуд Д. «Маленький оборвыш»; Дефо Д. «Приключения Робинзона Крузо»; Рабле Ф. «Гаргантюа и Пантагрюэль»; Распе Р. «Приключения барона Мюнхгаузена».
23
МАРТА
 120 лет со дня рождения русского писателя Алексея Кузьмича Югова (1902–1979). «Отважное сердце», «Ратоборцы», перевод и комментарии к «Слову о полку Игореве».135 лет со дня рождения чешского писателя Йозефа Чапека (1887–1945). «Начертано на тучах», «Приключения песика и кошечки».
24
МАРТА
 140 лет со дня рождения русского писателя Алексея Силыча Новикова-Прибоя [наст. Новиков] (1877–1944). «Морские рассказы», «Подводники», «Цусима»115 лет со дня рождения писательницы Лидии Корнеевны Чуковской (1907–1996). «Записки об Анне Ахматовой», «Памяти детства», «Софья Петровна».
28
МАРТА
 430 лет со дня рождения чешского мыслителя, писателя и педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670). «Лабиринт света и рай сердца», «Мир чувственных вещей в картинках», «Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году»
29
МАРТА
 120 лет со дня рождения французского писателя, драматурга Марселя Эме (1902–1967). Сказки для детей: «Приключения с преувеличениями», «Сказки кота Мурлыки», «Удивительные истории из жизни Дельфины и Маринетты». 
31
МАРТА
 200 лет со дня рождения русского писателя, переводчика и искусствоведа Дмитрия Васильевича Григоровича (1822–1900). «Антон-Горемыка», «Деревня», «Гуттаперчевый мальчик».135 лет со дня рождения русской поэтессы, переводчицы, драматурга Елизаветы Ивановны Васильевой (псевд. Черубина де Габриак) (1887–1928). Повесть «Человек с Луны», сборник пьес «Театр для детей».
по материалам сайта https://nevcbs.spb.ru

Стать писателем никогда не поздно – так считают мастера слова, пополнившие ряды представителей профессии, когда им было далеко за 30, 40 и даже 50 лет.

К примеру, итальянский писатель Умберто Эко свой первый роман «Имя розы», ставший бестселлером, написал, когда ему исполнилось 48. Абсолютным рекордсменом называют Харриет Доерр – автора произведения «Камни для Ибарры». Ее дебют состоялся в 74 года.

С книжками мы все дружны

С книжками мы все дружны,
Любой из нас — читатель.
И конечно, знать должны,
Что пишет их писатель.

Сочиняет свой сюжет
Автор, сидя в кресле,
Выдумке предела нет —
Лишь бы интересней!

Он Незнайку на Луну,
Словно маг отправит,
И Волшебную страну
Полюбить заставит.

Из нее приходят к нам
Винни-Пух, Мальвина,
Айболит, Гиппопотам,
Храбрый Чипполино.

Вот дописана строка,
И готова книжка.
Прочтут ее, наверняка,
Девчонки и мальчишки.


Читайте с удовольствием! До скорых встреч!