«Семикаракорская роспись»

Мастер-класс

Доброго времени суток, дорогие читатели! Сегодня наша встреча посвящена семикаракорской керамике. 2020 — год народного творчества, и в связи с этим сотрудники библиотеки имени А.А. Фадеева подготовили для вас мастер-класс «Семикаракорская роспись».

Удивительна и прекрасна легенда о возникновении на Дону фаянсовых изделий с самобытным колоритом.

ЛЕГЕНДА

Жила когда-то в маленьком русском селе красавица Марьюшка. И была она рукодельницей необыкновенной — шелками вышивала разноцветными, золотыми да серебряными нитями. И так нравились людям ее уборы, что слава о ней разошлась по всей Руси. И стали купцы заезжие переманивать марью: «Поедем, краса-девица, в город! Будешь самой лучшей мастерицей!» Смеялась девушка: «А я и так проживу, без города! Любо мне мое село, речка наша, лесочек, березки наши, цветы полевые… А в городе я что видеть буду?» И так ее уговаривали, и этак. Но осталась Марья верна своей родине. И вот однажды приехал в село особый гость, стал он Марьюшку золотом осыпать, бусы ее на шею пытался накинуть жемчужные, шубку соболиную — на плечи. Но не приняла подарков она! Стал он тогда ее уговаривать замуж за него пойти, во дворец его переехать, в большом богатстве жить. Только рассмеялась она: «Не нужно мне богатства, здесь жить хочу!» А был это Кощей Бессмертный, решил он лишить мир рукотворной красоты, которой Марья людей радовала. Осерчал, обернулся черным орлом кощеем Бессмертным, схватил в когти девушку, обернувшуюся Жар-птицей, да и понес в свое царство. Почувствовала Марья — силы теряет, стала она прощаться с землей родной. Плакала и бросала перья радужные на землю на память о себе.

Семикаракорская роспись: МК, изображение №1

И там, куда попали перья волшебные Жар-птицы, стали появляться промыслы народные. Умельцы русские продолжали украшать мир, продолжали дело Марьи-искусницы. Так появились Хохлома и Гжель, Палех и Дымка, Жостово и Федоскино. И много других мест, где живут настоящие волшебники, красоту созидающие собственными руками!

Семикаракорская роспись: МК, изображение №2

А дальше дело было так! Упало перо волшебное и в наши края, где жила девушка, которую звали, Аксинья, дочь степи донской Лазорюшки и батюшки Дона Ивановича! Подобрала она его, принесла в родительский курень, да и спрятала. Иногда только доставала и любовалась. И такой покой на душу ее сходил, казалось, все будет хорошо! А был у нее друг любезный — Степан, казак удалой, чуб завитой. Должны были они на Покров пожениться. Да година пришла кровавая — война началась, И ушел воевать милый друг! Проводила она Степана, стояла на дороге, всматривалась вслед отъезжавшим всадникам. А в руке сжимала несколько цветочков полевых, которые ей подарил жених ее на память. Вернулась в курень, поставила цветы в кувшин с водой и стала ждать своего суженого. Но месяц проходил за месяцем, а весточки все нет и нет. Вот и полевые бессмертники, не смотря на название, поблекли и опали. И осталась у Аксиньи одна радость — перо волшебное. Достала она его как-то вечером, в пальцах повертела, да и задела случайно им за кувшин. Но что это? Чудо чудное, диво дивное! Расцвели вдруг на кувшине цветочки полевые, словно живые, будто глазки чьи-то глядят, и утешить пытаются: «Не печалься, Аксиньюшка, все будет хорошо!»

Семикаракорская роспись: МК, изображение №3

А вскоре и суженый ее вернулся. Вышла Аксинья его встречать, подала ему кувшин с молоком. Выпил Степан, усы вытер. Смотрит, а на кувшине цветы цветут! Что за диво? «Вроде, мои цветы?» — спрашивает. «Твои, — отвечает Аксинья. — Они мне ждать тебя помогали!»

Вот так у нас на Дону и появился свой народный промысел — фаянс расписной!

Все краски родного края, весь цвет донской земли впитал в себя Семикаракорский фаянс.

ИСТОРИЯ

Семикаракорская керамика — относительно новый вид искусства, который появился только в 1972 году. До этого времени завод в городе Семикаракорск выпускал кирпич и черепицу. Но новый директор Арабский решили разнообразить деятельность предприятия и ввел выпуск керамических изделий. На сегодняшний день семикаракорской керамикой увлекаются сотни коллекционеров, и такая популярность говорит о красоте и качественном изготовлении продукции.

Семикаракорская роспись: МК, изображение №4

Изделия Семикаракорского промысла это посуда с душой, выполненная руками мастеров в лучших традициях донского края. Каждое изделие, расписанное вручную — это живые краски донской природы. Белая глина и ручная кистевая роспись делают рисунок привлекательным, а прозрачная глазурь — долговечным. Семикаракорские изделия постоянно экспонируются на российских и международных выставках, отмечены дипломами и медалями. Высокохудожественные авторские работы, выполненные мастерами ЗАО «Аксинья», создали славу Ростовской области, став «жемчужиной» Дона, его визитной карточкой, а также получили признание всех, кто хотя бы однажды держал в руках эти удивительные изделия.

Семикаракорская роспись: МК, изображение №5

Смотрите, все эти цветы, словно подернуты легкой дымкой! Да ведь в наших донских степях иначе и не бывает! Солнце так палит, что вся степь маревом покрыта!

Полдневный час. Жара гнетет дыханье,
Глядишь, прищурясь — блеск глаза слепит.
И над землею воздух в колебанье
Мигает быстро, будто бы кипит!

А Дон все так же величаво
Течет меж светлых берегов,
В себя вбирая честь и славу
Донских удалых казаков.

Да, у нас на Дону, как говорят художники, особый колорит — неяркий, степной. И только синее небо отражается в водах Дона. Да слепящее солнце там, в вышине.

МАСТЕР-КЛАСС

Сегодня мы постараемся своими руками создать изделие в стиле Семикаракорской росписи.

Семикаракорская роспись: МК, изображение №6

Вам понадобятся:

— Картонная или пластиковая одноразовая тарелка (форма и размер значения не имею — это ваша личная фантазия),

— пластилин, желатнльно мягкий, чтобы с ним было удобно работать,

— трафареты (их можно скачать прямо здесь

— ножницы,

— переводная бумага пи ростой карандаш

не забудьте и немного вашей фантазии.

Материалы для мастер-класса
Материалы для мастер-класса

Шаблоны-заготовки вырезать из бумаги соответственно размеру вашей тарелочки, положить на переводную бумагу и аккуратно прорисовать контуры. Не переживайте, если где-то контур прервется или прорисуется криво — в ходе работы все недочеты можно будет исправить.

Семикаракорская роспись: МК, изображение №8

Ориентируясь на цветной вариант трафарета, раскатываем из красного пластилина очень тонкую «колбаску». Чем она тоньше, тем красивее будет узор и работа. Этой «колбаской» выкладываем контур груши. Пластилин обязательно должен закрывать контур рисунка.

Контур груши
Контур груши

Вторую половинку точно так же обводим по контуру зеленым пластилином. Будьте внимательны и аккуратны — раскатывать колбаску другого цвета нужно обязательно чистыми руками, чтобы чвета не перемешались и не выглядели грязно.

Семикаракорская роспись: МК, изображение №12

Когда контур готов, придавливаем его к тарелке, чтобы сплющить и движениями вовнутрь размазываем пластилин. Не переживайте, если вдруг контур окажется неровным — в конце работы с элементом его можно подправить ножом для пластилина.

Семикаракорская роспись: МК, изображение №13

Для рисования пластилином центра груши нужно взять понемногу желтого, оранжевого и зеленого пластилина, скатать из них один общий шарик, а шарик раскатать в тонкуь колбаску. Она выкладывается впритык к уже нарисованным краям и точно так же раздавливается и размазывается движениями от края к центру. Если цвта во время рисования смешаются, получится еще лучше. Переход от одного цвета к другому должен быть плавным. Закончив эдемент, его края прорисовыем ножом для пластилина.

Семикаракорская роспись: МК, изображение №14

По такому ж точно принципу рисуется и яблоко. Края выкладывается красным, сердцевину я сделала зодлотой, при отсутствии такого пластилина, можно рисовать оранжевым или желтым. Для сердцевины скатываем из выбранного пластилина небольшой шарик и на тарелке расплющиваем его, создавая пол руками форму капли. Оставшееся пространство заполняем контрастным цветом — в моем случае это оранжевый. Техника рисования такая же, как у груши.

Семикаракорская роспись: МК, изображение №15

Для украшения наших «плодов» семечками, из черного пластилина скатываем очень тонкую (раза в 2-3 тоньше, чем для контура «колбаску») ножом для пластилина нарезаем на мелкие кусочки-семечки и ножом выкладываем их поверх сердцевины груши и яблока. Так же ножом не сильно придавливаеи «семечки» сверху, чтобы придать им форму.

Семикаракорская роспись: МК, изображение №16

Веточки делаем так же, как и семечки, из черного пластилина, только для них заготовки могут быть потолще. ВНИМАНИЕ! Не забудьте вымыть или вытереть руки перед работой с другим цветом, иначе следующий цвет будет выглядеть грязным из-за черных разводов.Для листика скатываем небольшой шарик, раздавливаем его и формируем лист, края можно подровнять ножом для пластилина.

Семикаракорская роспись: МК, изображение №17

Над яблоком и грушей рисуем пластилином веточку из нескольких листьев. Для этого вам понадобится немного зеленого и фиолетового пластилина. Из каждого цвета скатываем тоненькие колбаски. Чем тоньше они будит, тем вам будет удобней работать. С помощью ножа для пластилина разрезаем их на части и выкладываем в форме веточки. Каждый кусочек раздавливаем и немного вытягиваем, чтобы сформировать листочки. Будьте внимательны! Не забывайте очищать руки и орудия работы после каждого нового цвета, чтобы работа не выглядела грязной.

Семикаракорская роспись: МК, изображение №20

Центр тарелочки готов. Переходим к оформлению края. Сразу скажу — понадобится терпение и усидчивость: работать с отдельными мелкими элементами намного тяжелее.

ОФормление края тарелочки
ОФормление края тарелочки

Края оформляем, располагая примерно на одинаковом расстоянии группы из двух листиков с завитками.

Семикаракорская роспись: МК, изображение №22

Я использовала светло-зелены, темно-зеленый, оранжевый, красный и фиолетовый цвета. Каждая группа своего цвета, внутри группы цвета не меняются. Будет намного удобнее сразу представить, какие цвета где будут расположены. Начинаем с тех цветов, которых больше — зеленых. Удобнее (но не быстрее) будет выполнить сперва все элементы одного цвета, потом другого и только потом переходить к ием цветам, которые не повторябтся. Сначала формируем листики. Для этого от куска зеленого плпстилина отщипываем маленький кусочек и размазывем его пальцами, формируя лист-капельку. Так же работаем и с остальными цветами. Когда все листики готовы, вытираем нож для пластилина и из куска коричневого цвета раскатываем очень тонкую «колбаску». Чем она длиннее и тоньше, тем лучще будет для вас. Нарезаем ее на примерно равные кусочки и, помогая себе ножм для пластилина, укладываем их в форме завитушек-усиков возле каждого листика.

Тарелочку протираем с помощью ватного тампона или ватных палочек, смоченных в спиртовом растворе (он быстро испаряется, не оставляя следов и разводов.

Семикаракорская роспись: МК, изображение №23

В результате ваших усилий должна получиться вот такая тарелочка в стиле семикаракорской керамики. Тарелочка декоративная, сожет служить подарком любимому человеку, другу, но не пригодна для использования по назначению — только как декоративный элемент интерьера.

Ниже я представляю вам шаблоны для создания своей тарелочки «Семикаракорская роспись».


Семикаракорская роспись: МК, изображение №24

Надеюсь, вам было интересно и вы с пользой провели время. До новых встреч и спасибо за внимание!

Подготовила Щербакова Е. Е.