«Родной земли многоголосье»

Исторический путеводитель

Добрый день, дорогие книголюбы и гости нашего блога!

 Донской край 

Как велика моя земля,
Как широки просторы:
Озера, реки и поля,
Леса, луга и горы…
Объехав тысячи дорог
И сотни  верст пути
Стал для меня милей и дорог
Простор донской степи.
Запах лазоревых цветов 
И чабреца травы
Пьянят  меня,  дурманят кровь,
Волнуют ковыли.
От красоты донских полей
Мне глаз не отвести,
Прекрасней края и родней 
Я не смогу найти!

Матвеева В. В.

В Ростовской области — более 150 национальностей и народностей. Кроме входящих в тройку — русских, армян, украинцев, у нас живут белорусы и казахи, цыгане и татары, азербайджанцы и чеченцы, корейцы и грузины, греки и турки. Несмотря на разницу в национальных обычаях, вероисповедании, народы Дона проявляют взаимное уважение, крепят экономические и культурные связи — главные ценности, которые берегут на Дону.

Россия многонациональная | Социально ориентированные некоммерческие  организации и органы власти Самарской области

В древности в раздолье донских степей пересекаются судьбы многих европейских и азиатских народов. История этого края насыщена яркими историческими событиями, когда расцвет культуры сменялся повсеместным опустошением и разорением.

В конце бронзового века эти земли населяли племена киммерийцев, которые с наступлением железного века были вытеснены пришедшими с востока скифами. Скифия, которая раскинулась на огромной территории между Дунаем и Доном, описана еще «отцом истории» Геродотом. Воины, искусные мастера и неутомимые кочевники — скифы — испытали сильное влияние древнегреческой культуры. Греческая фактория, основанная в VI веке до н. э. у Таганрогского залива, долгое время играла роль своеобразного культурного моста между стоявшими у истоков европейской цивилизации греками и скифами -кочевниками, соединявшими в себе черты изысканности и необузданного темперамента Востока. Основным занятием скифов было разведение лошадей и овец. Близ Таганрога найдены богатые курганные могильники скифского времени, в которых обнаружены бронзовая скифская посуда, ножны мечей, разнообразные украшения из золота, выполненные в скифском зверином стиле.

По русским летописям ХІV и XV веков край этот назывался «По́лем», нередко «Диким полем», а с половины XVI века московские цари, начиная с Ивана Грозного, все владения казаков называют уже «Доном».

Традиционная казачья культура | Старая Сарепта

Исторически сложилось так, что во все времена благодатный климат, природные богатства и выгодное географическое положение делали Донской край привлекательным для людей различных национальностей, конфессиональной и расовой принадлежности, в результате чего здесь рядом со станицами и хуторами донских казаков со временем появились стойбища донских калмыков, слободы русских и украинских крестьян, колонии донских немцев, села донских армян, города с многонациональным составом населения.

С XII века безраздельно господствуют на донской земле монголо-татары. На берегу Азовского моря ими возводится город Азак, выгодное географическое положение которого превратило его в крупный торговый центр Золотой Орды.

Одновременно недалеко от современного Азова возникает генуэзско-венецианская колония Тана. Основным предметом экспорта колонистов была рыба. Пошлина от ввоза азовской рыбы в Италию являлась одним из главных средств пополнения государственной казны. Однако в результате походов Тамерлана против Золотой Орды произошел упадок и Таны, и Азака.

В XV веке на побережье Азовского моря утверждается власть Османской империи. Именно побережье Азовского моря послужило камнем преткновения в сложных отношениях между Россией и Османской империей. Турки превратили Азов в могучую крепость, но в городе не угасала и торговая деятельность. Через него русские купцы продолжали торговать с Востоком.

С XVI века история донской земли немыслима без казачества. Большая часть степей не была заселена, поэтому именно сюда, в район Дикого поля, которое начиналось сразу за Рязанской землей, устремляется страдающее от крепостного гнета сельское население. Поскольку власть Российского государства не распространялась на эти земли, здесь расцветает казачья вольница. Складывается своеобразная военно-политическая организация казаков — Войско Донское. 

Русские, чеченцы, татары  и армяне,

                     грузины, дагестанцы, калмыки, казаки.

                     На Дону — земле родной,

                     Живем мы все большой  семьей.

  На просторах  донских  

                      Много разных народов живет.

                      Все народы, как братья,

                      Всем народам — любовь и почет.

В 1915 г в национальный состав Области Войска Донского входило 25 тыс. евреев. Общим языком евреев является иврит, национальная религия — иудаизм. В годы Второй мировой войны страшная трагедия постигла  еврейский народ, планомерное уничтожение нации фашистами.  «Если доброта имеет границы, то это уже не доброта», — заявляют евреи, и они правы. «Шолом» вам — мир вам . В 1918 г . появился очень популярный танец среди евреев  «Хава Нагила»- танец солнца и огня.

Смысл песни "Хава нагила" - Смысл песен и фильмов

«Разделенная радость – двойная радость, разделенное горе — -полгоря», — говорят немцы, у которых особая донская история. На Дону немецкие поселения появились в конце 60-хг. XIXв, а в 40-х г. XX в. немцы были депортированы.  В 80-х годах многие вернулись, сейчас проживает около 10 тысяч. 

Нам нужен мир: тебе и мне,

И всем на свете детям.

И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим.

Нам нужен мир, трава в росе, улыбчивое детство,

Нам нужен мир, прекрасный мир, полученный в наследство!

Россия – великая наша держава. Любимая наша страна.

Первые греческие поселения на Дону и в Приазовье относятся к VII-VI в.в. до н.э. Так, на Таганрогском полуострове возникло поселение милетских купцов, появившееся в VI в. до н.э., в дельте Дона, в V в. до н.э., появляется греческая колония (Елизаветинское городище), а позже и город Танаис — колония боспорских греков, который просуществовал до начала Великого переселения народов. Подчиняясь царской власти, города сохраняли свою автономию — отголосок самостоятельных эллинских республик-полисов, откуда родом были первые колонисты. Боспорское царство, в состав которого входил Танаис, являлось периферийным античным государством. Боспорские города объединяли общие экономические интересы, необходимость обеспечения свободы мореплавания и ведения согласованной политики в отношении беспокойных соседей. Этническая палитра их жителей представляла пестрое, яркое смешение греков и осевших на земле кочевых степняков. И все они осознавали себя полноправными гражданами своих городов-полисов.

Музей "Танаис". - отзыв о Археологический музей-заповедник "Танаис",  Недвиговка, Россия - Tripadvisor

Донская земля! Это и бесконечные поля, покрытые волнами золотой пшеницы, и чуть блеклое, наполненное зноем небо над ними, и спокойная гладь небольшой реки, в которую смотрятся кустарники и деревья. Это серебряная ширь Дона, вливающая свои воды в окруженную крутыми глинистыми берегами чашу Таганрогского залива. У этой большой земли яркая и богатая история. Жизнь никогда не текла здесь вяло и однообразно, бег ее был стремителен и быстротечен. Здесь всегда было место подвигу — боевому и творческому… Этот чудесный край — наша Родина — Ростовская область! 

Донской край | Семинары Института госзакупок | Ростов-на-Дону

Подготовила Барыбина И. Г.