«Рассказы бусинки живой»

Литературный час

Добрый день!

Библиотека им. А. А. Фадеева, в рамках межрегиональной акции «Читаем книги Нины Павловой» ( Организатор Акции — МБУК Красносулинского района «МЦБ») проводит литературный час «Рассказы бусинки живой»

В спичечной коробочке у Гали жила семья бусинок. Им жилось хорошо: они каждый день ходили гулять. Вот и сейчас Галя наклонила коробочку, и все бусинки выкатились на стол: две красных, две синих и одна жёлтая. На прогулку они пошли парами: впереди — красные, за ними синие, а сзади — жёлтая.
Эту бусинку Галя нашла на крылечке. Ковыряла щепочкой в щёлке, вытащила оттуда кусочки коры, угольки, камешки — всё неинтересное, и вдруг — бусинка! Кругленькая, гладенькая, тяжёлая, ну сразу видно, что купленная. Только без дырочки. А вместо дырочки — пятнышко и рядом точно козьи рожки нарисованы. Ничего, что без дырочки, Гале понравилась новая бусинка больше всех остальных.
..

Дорогие друзья, сегодня мы поговорим с вами о жизни и творчестве удивительной писательницы — Нины Михайловны Павловой, ее таланте и огромному интересует к природе. А также прочтем ее сказку «Живая бусинка»

Нина Павлова — автор сказок, рассказов и очерков для детей, ученый-растениевод, доктор биологических наук, родилась 27 января (8 февраля) 1897 г. в г. Сулине Черкасского округа Области Войска Донского.

В формировании задатков ученого и писателя Н. М. Павловой большую роль сыграла семья. Мать — библиотекарь — сумела привить детям глубокое уважение к книге, к лучшим произведениям русской и мировой литературы. Но особенную роль в развитии детей сыграл отец, Михаил Александрович Павлов, донской казак, выдающийся ученый, академик, награжденный за заслуги в развитии металлургии четырьмя орденами Ленина, являющийся отцом русской металлургии. Отец был для детей всегда примером трудолюбия и преданности своему делу, он привил детям уважение к людям науки, к занятиям в лаборатории, к упорному систематическому труду.

Как-то раз Галя повела свои бусинки на море. Море было в глубокой тарелке. Там плавали три лодки — ореховые скорлупки. Галя посадила бусинки в лодки, и они поплыли. В первой лодке ехала пара красных бусинок, во второй — пара синих, а в третьей — жёлтая. Вдруг на море поднялась буря, все лодки перевернулись кверху дном, а бусинки потонули. И не успела Галя их спасти, как её позвала мама, и Галя пошла с ней гулять.
А вернулась — сразу стала выручать свои бусинки из воды. Вынула со дна моря красные — ничего: живы и здоровы, вынула синие — тоже ничего. А когда вытащила жёлтую, взглянула на неё и даже испугалась: что с ней стало! Вся в морщинках, как мамины пальцы, когда мама стирает.
Галя положила больную бусинку на ладошку и понесла её к маме. Может, мама бусинку починит.
А мама сказала:
— Это не беда. Пусть она полежит в воде до утра. Поправится сама.

Училась в коммерческом училище в Лесном, что под Санкт-Петербургом. В отличие от традиционных гимназий, это было совместное обучение мальчиков и девочек, что считалось в ту пору (1906-1907г.) новшеством. В обучении в училище не применялись ни награды, ни наказания, ни вообще всякого рода меры внешнего воздействия на ученика, чтобы заставить его заниматься, но это развивало в учениках самостоятельность, чувство долга и сознания своих обязанностей. Естествознание преподавал Борис Евгеньевич Райков, опытный биолог и талантливый педагог, сумевший дать своим ученикам глубокие знания и привить им любовь к природе. Это предопределило дальнейшую судьбу Нины Михайловны. Она поступает в Петроградский университет и в 1920 г. оканчивает естественное отделение физико-математического факультета по специальности систематика и география растений. В 1920 году она окончила естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета по специальности систематика и география растений. С 1925‑го работала в отделе плодовых и ягодных культур Всесоюзного института растениеводства (ВИР), занимаясь селекцией ягодных культур.

Однажды, 1934 году, в ВИР пришли двое незнакомых посетителей. Один из них оказался зоологом Львом Валентиновичем Бианки, другая – редактором журнала «Юный натуралист». Они попросили директора ВИР Н. И. Вавилова порекомендовать им сотрудника, который мог бы писать для детей о работе института. Николай Иванович направил их к Н. М. Павловой, оценив её литературные способности по юмористическим стихам в стенгазете. Предложение писать для детей смутило молодого учёного, хотя попытки писать рассказы уже были. Редактор «Юного натуралиста» попросила дать ей что-нибудь из написанного. Через несколько дней позвонил Лев Валентинович и предложил прийти к его брату, писателю Виталию Бианки, на квартиру, где соберутся несколько товарищей, чтобы обсудить её рассказ.

Утром Галя вынула из воды жёлтую бусинку и видит: поправилась. Да ещё как поправилась! Выросла, раздулась, потяжелела, но уже больше не твёрдая, перестала походить на бусинку. И там, где у неё были нарисованы козьи рожки, теперь точно хоботок под кожицей спрятан.
Галя побежала показать её маме:
— Только погляди, мамочка, какая бусинка стала! Какая важная! Но я играть с ней больше не хочу: зачем она такая мягкая. Красные и синие бусинки лучше.
А мама сказала:
— А мне она нравится. Оставь её у меня.
Мама налила в блюдечко воды, положила на дно тряпочку, а на мокрую тряпочку — жёлтую бусинку.
..

Это была знаменитая «литературная школа», которую создал в своей квартире Виталий Бианки. Среди учеников школы – Николай Сладков, Алексей Ливеровский, Зоя Пирогова, Кронид Гарновский, Святослав Сахарнов, Борис Житков. Во время этой встречи В. В. Бианки вызвался быть руководителем начинающего автора. К взятой на себя обязанности Виталий Валентинович относился крайне добросовестно. Он не только находил время, чтобы поговорить о новой вещи, но и тщательно готовился к каждой беседе. А замечаний у него было немало. Покончив с ними, он подробно объяснял, какие бывают формы развития сюжета, какое значение имеют в рассказе начало и конец, как следует отражать в рассказе время… Всё, что он говорил, было ново, интересно, и, главное, совершенно необходимо. С помощью Виталия Валентиновича начинающая писательница быстро справилась со своим первым рассказом «Рекордный снимок» 

«Она удивительный человек, – отзывался о ней Бианки, – Вы не смотрите, что она говорит басом. Лучше почитайте, что она пишет. В Нине Михайловне, как в русской матрёшке, спрятано несколько человек, да только не каждому дано эту матрёшку раскрыть»

Там она и лежала, когда мама позвала Галю посмотреть, что ещё случилось с её бусинкой.
Галя взглянула и закричала:
— У неё зубок прорезался, как у братишки! Посмотри, какой беленький, остренький!
И правда, у бусинки кончик хоботка прорвал кожицу и вылез наружу, как зубок.
— Почему у бусинки зубок? — спросила Галя. — Разве она оживела?
— Да она всегда была живой.
— А когда жила в коробочке?
— И тогда. Ведь это не бусинка, а живая горошинка.
— Нет, я так не хочу — живая горошинка, — сказала Галя, — лучше живая бусинка.
..

Весной 1942 года, пережив первую блокадную зиму, Н. М. Павлова была командирована в Ойрот-Туру (ныне Горно-Алтайск) на Алтайскую зональную плодово-ягодную опытную станцию для работы с дикорастущими сибирскими ягодниками. Нина Михайловна оказала станции большую помощь в отборе и описании элитных сеянцев смородины, апробации сортовых насаждений, изучении диких видов.

Работали почти без выходных и отпусков. Работа была интересная, очень нужная и благодарная. Она помогала справляться с горем, причинённым войной и блокадой, не падать духом и бодро переносить все перипетии трудной, неналаженной жизни.

Фантазия писательницы замерла; как было выбрать время, чтобы писать? И не просто писать, а так, чтобы в самом простом изнутри светила тайна, сияло чудо. Всё это время продолжалась переписка Н. М. Павловой с В. В. Бианки. Почти в каждом письме Виталий Валентинович упрекал её за то, что бросила писать. Вот отрывок из письма от 5 июля 1943 года: «Задумал я сбить для детских садовниц [воспитательниц детских садов. – В. П.] целую большую книгу, или маленькую энциклопедию, – о простых чудесах. <…> Задача очень трудная. И без Вас тут никак не обойтись. Поможете?»

Сказок для книги требовалось немало. И непременно о цветах, деревьях, семенах, бабочках. Нина Михайловна обратилась к воспоминаниям детства, они её уже не раз выручали. Вспомнила себя трёхлетней: «В пустом ящике в чулане нашла чудесную вещицу – крошечный зелёный шарик, гладенький, тяжёленький, необыкновенно милый, просто родной. Зажала свою замечательную находку в кулачок, понесла показать брату. Ему шарик тоже понравился. Настолько, что он сразу предложил меняться на оловянного солдатика. Потом пришла мама и сказала, что мы дурачки, а мой драгоценный шарик – горошина» Вот про эту горошину и был написан рассказ «Живая бусинка» и тотчас же послан Виталию Валентиновичу.

Зубок у живой бусинки стал длинным корешком. А кверху петелькой поднялся стебелёк. И, видно, живой бусинке захотелось в землю.
Мама с Галей пошли её сажать. Вышли во двор. Холодно. Снег ещё недавно стаял. И свежая травка выросла только у самой стены. Тут, у дома, Галя выкопала ямку, а мама опустила туда живую бусинку и засыпала её землёй. А рядом воткнула палочку.
Галя спросила:
— И палочка для живой бусинки?
— Да, для неё.
Тогда Галя засмеялась и сказала:
— Когда живая бусинка обо мне соскучится, она выберется из земли и влезет на палочку посмотреть, где я. Правда, мама?
В тот день Галя то и дело подбегала к палочке. Но живая бусинка не выглядывала из земли.
..

Постепенно писательница увлеклась идеей своего учителя создать для детсадовниц «хрестоматию чудес». После снятия блокады Ленинград сразу стал ближе и думы о нём перестали быть мучительными. Сказки слагались легко и естественно, как будто бы и не на заданные темы. Книга вышла в 1949 году под названием «Четыре времени года».

Стало тепло. Расцвели цветы, залетали бабочки. Мама занялась огородом. У Гали тоже было много дела, и она позабыла о живой бусинке.
Но вот как-то раз пробегала она мимо палочки и вдруг видит: рядом стоит кустик. Подошла и удивилась: кустик держится за палочку. Своими листиками держится! На листиках — зелёные ниточки; они обмотались вокруг палочки и привязали к ней весь кустик. Вот так фокус!
Галя побежала за мамой.
А мама говорит:
— Ведь это же горох — это твоя живая бусинка. Как же ты не догадалась?
Галя очень обрадовалась и спрашивает:
— А зачем она в палочку вцепилась?
— А чтобы ей крепче стоять. Вот как твой братишка: сам стоять не может, а уцепится ручками за спинку кроватки и стоит.
..

Много лет Нина Михайловна продолжала сотрудничать с В. В. Бианки. В качестве автора была приглашена в «Лесную газету» – ею написано 28 заметок. В девятом, последнем прижизненном издании «Лесной газеты» (1958) Виталий Валентинович увеличил раздел «Колхозный календарь» большим количеством сообщений доктора биологических наук Н. М. Павловой. Нина Михайловна принимала активное участие в его ежемесячной детской радиопередаче «Вести из леса».

Как биолог Н. М. Павлова даёт научные знания о растениях. Но при этом её произведения поэтичны и сказочны, полны красоты и прелести, они заставляют ребёнка внимательнее присматриваться к окружающему миру и полюбить его. Несмотря на познавательный характер, они являются прекрасным художественным пособием для детей и руководителей детского чтения, поскольку язык писательницы богатый, образный и точный. Книги Н. М. Павловой учат читателей бережно относиться к каждому живому существу. Вместе с ребенком автор удивляется и радуется, смотрит на мир его глазами и потому видит в природе то, что может быть скрыто от других.

Красные и синие бусинки лежат у Гали в спичечной коробочке. Они всё такие же, как были. А к живой бусинке, когда ни прибежишь, увидишь новенькое.
Вчера ничего не было, а сегодня среди листиков, внизу, что-то белеется. Галя подумала, это мотыльки. А это цветки! Живая бусинка расцвела. И у кого это она научилась? Два цветочка на одной ножке. Галя их сорвала. Один подарила маме, а другой — братишке.
А мама сказала:
— А когда ещё распустятся, ты не трогай.
— А почему?
— Они живой бусинке нужны. Вот увидишь, что с ними потом станет.
И Галя увидела: каждый цветок поцветёт немного, а потом белые лепестки завянут и отпадут. А из серединки цветка вырастет боб!
Боб на солнышке просвечивает, и в нём видны темные шарики. Гале очень хотелось посмотреть, какие они. Но она жалела живую бусинку и её бобов не трогала.

Чаще всего рассказы Н. М. Павловой написаны на основе научной экспериментальной работы – и это накладывает на них особый отпечаток. Автор пристально всматривается в травы, цветы, плоды и показывает детям, как сквозь стекло микроскопа, отдельные их детали в увеличенном виде. Мир природы писательница рассматривает с разных точек зрения, смотрит на окружающий мир разными глазами. То это глаза Дикой Пчелы, то Бабочки-Крапивницы, маленькой девочки, двух синичек, Сокола Сапсана. Одни и те же события из жизни природы поворачиваются перед читателем разными сторонами, во всём своём многообразии, красочности и поэтичности. Такой метод художественного раскрытия многообразия природы позаимствован автором у науки, в которой ставится целая серия опытов для того, чтобы раскрыть сущность какого-нибудь явления. Как пишет специалист по детской литературе В. Д. Разова, «метод научного эксперимента, так естественно введённый Н. М. Павловой в книги для детей, оказался как нельзя более поэтическим и поистине художественным потому, что автор обладает незаурядными способностями художника слова. Вероятно, это ещё раз подтверждает распространённую мысль о том, что учёный, влюблённый в своё дело, становится поэтом»

Мы с вами поговорили о изи и творчестве прекрасной писательницы и ученого. Нина Павлова несомненно оставила яркий след в истории детской литературы и сердцах юных книгочеях следователях. проверить свои знания поможет наша небольшая викторина.

А бобы всё росли да росли. Стали большие и толстые. Потом пожелтели, и мама сказала:
— Ну, Галочка, поспел твой горох.
И позволила Гале все бобы оборвать.
В серединке у них оказались жёлтые бусинки. Кругленькие, гладенькие, тяжёлые! Ну будто купленные и дорогие.
Галя повела их по нарочному на прогулку. Бусинки пошли парами.
Вышла длинная-длинная цепочка: от одного края стола до другого. Впереди шли жёлтые живые бусинки, а в конце — пара красных и синих.
Галя им сказала:
— Помните, давно-давно сзади вас шла гулять жёлтая бусинка? А теперь посмотрите вперёд — это всё её детки. Видите, как их много? Мне не сосчитать, и братишке, конечно, тоже. Одна мама может сосчитать.
..

А в заключении нашего литературного часа предлагаем решить филворд.

Когда-то Виталий Бианки назвал писателей-натуралистов переводчиками с бессловесного. «И есть среди нас редкие люди: широко раскрытыми глазами ребёнка смотрят они на мир, чутко внимают всем его голосам – и всё, что он рассказывает им о себе, переводят для нас на наш, человеческий язык. Эти люди – поэты», – писал он. Нина Михайловна Павлова – большой учёный, доктор биологических наук, ботаник. Но при этом Нина Михайловна ещё и поэт, переводчик с разных языков великого бессловесного мира на человеческий язык любви к полной красоте и чудес Вселенной.

Спасибо за внимание!

Подготовила Барыбина И. Г.