«Первый художник Заполярья»

АРТ-ЧАС

Доброго времени суток, дорогие читатели

В 2021 году исполняется 155 лет со дня рождения Александра Алексеевича Борисова. А. А. Борисов — живописец с мировым именем, ученик известнейших пейзажистов Ивана Шишкина и Архипа Куинджи. Он был первым русским художником, побывавшим за Полярным кругом, на Новой Земле, где написал свои знаменитые полярные пейзажи. Впервые через художественные образы, мир открыл для себя неизвестную «планету» под названием Артика. Жизни и творчеству этого необыкновенного человека сотрудник библиотеки А. А. Фадеева посвятил арт-час «Первый художник заполярья».

Александра Борисова называли «русским Нансеном». Он первым из русских живописцев отправился в арктическую художественную экспедицию и начал писать северные пейзажи. На Новой Земле он жил на 73-й широте — дальше Борисова на Север не ездил ни один художник.

Александр Борисов родился на севере Вологодской губернии. Его с детства привлекала Арктика: «Северянин по душе и по рождению, я всю жизнь с ранней юности только и мечтал, чтобы отправиться туда, вверх, за пределы Архангельской губернии». Когда мальчику было 10 лет, он тяжело заболел. Его родители дали обет отправить сына в монастырь, если он выздоровеет. Так в 15 лет Борисов оказался на Соловках — здесь он помогал монахам и учился иконописи.

Вернувшись к родителям, Борисов продолжал уроки рисования самостоятельно: копировал картинки из книги «Родное слово». Он мечтал снова уехать на Соловки, но это удалось ему лишь несколько лет спустя. В монастыре он сразу поступил в иконописную мастерскую.

«Случилось, приехали живописцы расписывать Красноборскую церковь. Я пошел к обедне и впервые увидел картину масляными красками, написанную на холсте. Это меня страшно поразило; в особенности меня удивило то, что на плоскости можно добиться такого рельефа».

Александр Борисов

В 1885 году в монастырь приехал великий князь Владимир Александрович. Он увидел работы юного художника и предложил ему переехать в Петербург — учиться живописи. Борисов стал студентом Императорской Академии художеств. Основам рисунка и колористике его учили Иван Шишкин и Архип Куинджи.

В 1894 году Борисов сопровождал министра финансов Сергея Витте в морской поездке по Мурману. В плавании молодой художник рисовал и фотографировал гавани северных морей. Борисов мечтал вернуться сюда, чтобы писать полотна. Он хотел «познакомить общество с далекими окраинами нашего Севера — дать истинную картину того таинственного мира, куда не ступала еще нога художника».

Спустя два года художник отправился в путешествие по Большеземельской тундре и Новой Земле: «Сильное впечатление произвела на меня Новая земля: ее мрачные горы и вечные странники Ледовитого океана — полярные льды». Позже он показал этюды и наброски из своего путешествия Виктору Васнецову и Михаилу Нестерову.

«Среди его этюдов, писанных при адских условиях, есть чрезвычайно талантливые, рисующие ярко-холодный ужас Севера, и могущие послужить прекрасным материалом для картин».

Виктор Васнецов

Полярные этюды выставлялись в Академии художеств, после чего их все купил Павел Третьяков. Спустя несколько месяцев коллекционер приобрел две новые картины Борисова «В области вечного льда. Лето» и «Весенняя полярная ночь».

Художественная экспедиция в «страну смерти»

Два года Александр Борисов готовился к полярной художественной экспедиции. Для поездки построили яхту особой конструкции, а для зимовки на Новой земле — дом с мастерской. Художник набрал команду матросов и сопровождающих-ненцев. Он закупал провизию, оружие, дрова и книги.

На Новой Земле Александр Борисов путешествовал вдоль побережья архипелага, открывая ледники и мысы, реки и проливы. Его команде приходилось перебираться через реки по плавучим льдам, ночевать на открытых склонах, питаться сырым тюленьим мясом. Но художник не забывал о главной цели своей экспедиции и при любом удобном случае брал в руки кисти и палитру.

«Работать было очень трудно; приходилось обрезать кисти, делать щетину короткой, растирать краски было почти немыслимо. <…> Кисть трещит, ломается, коченеющие руки отказываются служить. Но рисуешь, весь охваченный жаждой занести на полотно эти причудливые, мрачные, полные своеобразной красоты картины Крайнего севера».

Александр Борисов

Из полярной экспедиции Александр Борисов привез более 250 этюдов и картин. По полярным наброскам он продолжал создавать полотна и в Петербурге. 

Николай Рерих писал о художнике: «Ему удалось найти новый ручей, никем не затоптанный, на дне которого ничьих тюбиков красочных не валяется».

В 1903 году в Зимнем дворце устроили персональную выставку Борисова — специально для царской семьи. Центром экспозиции стала картина «Страна смерти». Ее приобрел и передал в Русский музей Николай II. Полотно так нравилось петербургской публике, что его стали подделывать.

«9 декабря 1905 г. в доме, на углу Садовой ул. и Невского пр., был аукцион картин. Между прочими картинами продавалась картина работы Борисова «Заход солнца на Севере». Эту картину я не писал, и поэтому бронзовая дощечка на раме с подписью «А. Борисов» приделана без всякого основания и утверждение, что эта картина моей работы, есть чистейший вымысел».

Александр Борисов, публикация в газете «Новое время»

Великий Северный путь

Живопись была главным, но не единственным интересом Борисова. Во время путешествий он писал путевые очерки и заметки. По ним вышли книги «У самоедов. От Пинеги до Карского моря» и «В стране холода и смерти». Художник описывал в них свои приключения и открытия, быт и традиции самоедов (раньше так называли ненцев) и прелесть строгой северной природы.

Художник был обеспокоен бедственным положением ненецких оленеводов-кочевников. Он составлял научные доклады об экономике Севера и проекты по развитию региона. Борисов предлагал осваивать тундру и строить каналы для лучшего сообщения между северными реками.

«Речным путем мы соединим два мира — Европу и Азию… <…> соединив Сосьву, Илыч, Печору и Вычегду, мы будем иметь впоследствии прямой водный, непрерывный путь до Петербурга, до Иркутска и Владивостока».

Александр Борисов

Александр Борисов предлагал построить Обь-Мурманскую железную дорогу. Его проект поддержало царское правительство, а после революции — Совнарком. «Великий северный путь» должен был проходить через всю страну — от Баренцева моря до Татарского пролива (около Сахалина). Вместе с архитектором Алексеем Щусевым и братьями Васнецовыми Борисов работал над проектами вокзалов и гостиниц (наброски не сохранились). Но дорогое и трудозатратное строительство несколько раз откладывали, а в 1931 году правительство СССР и вовсе отказалось от проекта.

В настоящее время Великий Северный путь уже частично существует в виде Печорской железной дороги и БАМа[14], а также в виде проекта Северо-Сибирской железнодорожной магистрали в варианте № 5 в исполнении Сибгипротранса от 1983 года. Таким образом, для того, чтобы Великий Северный железнодорожный путь стал реальностью, осталось построить Севсиб.

По проекту Александра Борисова в 20-х годах прошлого века построили санаторий «Солониха». Курорт разместили на минеральных водах недалеко от дома художника, рядом с селом Красноборск. Борисов был первым директором санатория.

В 1934 году художника не стало. Сегодня его картины хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и некоторых региональных музеях. Коллекция картин Борисова, которая находилась у его жены и дочери в Берлине, погибла в 1945 году во время авиационного налета.

Предлагаем вам познакомиться с картинами Александра Борисова

Благодарим за внимание, надеемся вам было интересно .

Подготовила Щербакова Е.Е.