«Образы и смыслы романа «Мастер и Маргарита»»

Бенефис книги

Доброго времени суток, дорогие читатели!

14 мая 1891 года родился советский писатель, драматург и переводчик Михаил Афанасьевич Булгаков, в этом году ему исполнилось бы 130 лет. К 130-летию со дня рождения Михаила Булгакова сотрудница библиотеки А. А. Фадеева подготовила бенефис книги «Образы и смыслы романа «Мастер и Маргарита»».

Сложная творческая судьба Булгакова перекликалась с роковыми событиями XX века. Произведения запрещали, однако он продолжал творить. В самые сложные годы был написан роман «Мастер и Маргарита», который впоследствии многие литераторы признали одним из лучших. Свои последние правки в роман Булгаков внес за несколько дней до смерти, так и не узнав о том, что он станет классикой отечественной литературы.

История создания

80 лет назад, 13 февраля 1940 года, Михаил Булгаков закончил роман «Мастер и Маргарита». Михаил Булгаков писал этот роман «Мастер и Маргарита» в общей сложности 12 лет.

Замысел книги складывался постепенно. Сам Булгаков время начала работы над романом в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. Известно, что замысел романа возник у писателя в 1928 году, а в 1929 году Булгаков начинает роман «Мастер и Маргарита» (тогда еще не имевший этого названия). Создавая великое произведение, Булгаков постоянно менял сюжетные линии, он вносил корректировки и менял судьбы своих героев вплоть до своей смерти. Роман вышел в свет лишь в 1966 году, за подарок миру этого нашумевшего произведения ответственна последняя жена Булгакова – Елена. Ее черты автор стремился увековечить в образе Маргариты. После смерти Булгакова в его архиве остались восемь редакций романа. Вот почему сегодня читая и перечитывая «Мастера и Маргариту» каждый увидит в нем свое – для кого-то окажется важной любовная линия романа, кто-то увидит мистику и бал сатаны, кто-то – едва ли не проповедь христианства. Возможно, познакомившись с нашим мероприятием, вы составите свое, особое мнение о великом романе

Михаил Булгаков считается мистическим писателем, почти каждая его работа несёт в себе загадку. Изюминка этого произведения – наличие романа в романе. История, описанная Булгаковым, – мистический, модернистский роман. А вот входящий в него роман про Понтия Пилата и Иешуа, автором которого является Мастер, не содержит в себе ни капли мистики.

В том или ином контексте добро и зло выступают в произведении на первый план. Только суть произведения в том, чтобы доказать читателю, что добро и зло не могут существовать друг без друга. Это взаимодополняющие силы. «Что было бы твое добро, если бы не существовало зла?» – говорит Воланд Левию Матвею. На протяжении всего романа Булгаков показывает читателю, что зло могут творить совершенно обычные люди, сами того не подозревая. Именно их наказывает в последствии Воланд и его свита в соответствии со степенью содеянного.

 Образ Маргариты

Анна Ковальчук в роли Маргариты

По всей видимости, этот образ собирательный – Маргарита напоминает, как последнюю жену Булгакова (Елену Сергеевну), которая помогла ему трудиться над «Мастером и Маргаритой», так и известных исторических персонажей.

В том числе французскую Маргариту, королеву Марго, одну из жен короля Генриха IV, которая была покровительницей людей искусства, музыкантов, поэтов, писателей. Есть мнение, что и черты актрисы Марии Андреевой, гражданской жены Горького, в это образе просматриваются.

Образ Мастера

 Биография Мастера в романе отчасти совпадает с биографией самого писателябиографией самого писателя – так, травля Мастера схоже с тем, что пришлось испытать Булгакову во время множества ругательных газетных статей, появившихся после публикации его повести «Роковые яйца».

Но в биографии Мастера есть фрагменты, которые скорее напоминают эпизоды из жизни Николая Гоголя и других исторических личностей, а также – явно придуманные Булгаковым.

 Образ Иешуа

Иешуа. Художник Виктор Ефименко

Иешуа Га-Ноцри – главный герой, написанного мастером романа, восходящий к евангельскому Иисусу Христу. Будучи одним из ключевых героев в романе «Мастер и Маргарита», он является повелителем сил Света и антиподом Воланда.

Также как Христос, Иешуа был предан Иудой, а затем распят. Однако в отличие от библейского персонажа, был обычным человеком, испытывающим страх перед физической расправой и наделенным обычной внешностью.

Несмотря на то, что в нем сосредоточены все силы света, автор подчеркивал, что все было не совсем так, как написано в Библии. Когда Иешуа заглянул в записи своего ученика Левия Матвея, то ужаснулся, так как там было вовсе не то, что он говорил. Он также отметил, что эта путаница может продолжаться довольно долго. В результате герой погиб невинным, не предав своих убеждений. И за это он был удостоен Света.

Образ Воланда

Воланд – воплощение Сатаны, глава мира потусторонних сил. Имя персонажа взято из гётевского «Фауста» и ориентировано на Мефистофеля – духа зла. Однако назвать Воланда абсолютным злом не получается. Автор уточняет, что он приехал в Москву, чтобы судить. В ходе сюжета ни один невиновный не пострадал от его деяний. Этот персонаж довольно мудр и имеет интересную философию. Казалось бы, он не творит зло, а скорее вершит справедливость, только с помощью своих дьявольских способов. Именно он помогает Маргарите вновь обрести Мастера. Он же отправляет их туда, где нет мелких, ничтожных людишек. Если эта пара не заслужила, как Иешуа света, то покой они точно заслужили. А покой может даровать и Сатана. По мнению Воланда, тьма и свет неразделимы. Одно не может существовать без другого. Булгаков создал образ очень обаятельного и мудрого Сатаны. Люди, чья совесть чиста, могли его не опасаться.

Свита Сатаны

Яркими героями с неоднозначным прошлым в «Мастере и Маргарите» стали Бегемот, Азазелло и Каровьев-Фагот. Писатель представил их как инструменты правосудия, используемые дьяволом.

 Азазелло

Имя Азазелло — демона-убийцы писатель взял из Ветхого Завета. Таким именем в этих книгах называли падшего ангела, научившего людей создавать украшения и оружие. А еще он научил женщин раскрашивать свое лицо, что по библейским книгам причисляется к блудливому искусству и потому именно этот герой Булгакова толкнул Маргариту на темный путь, дав ей крем. Азазелло – это абсолютное зло.

 Азазелло – член свиты Воланда. Его имя восходит к падшему ангелу из иудейской мифологии Азазелу, который обитал в пустыне. М. А. Булгаков лишь употребил его имя на итальянский манер. По преданию именно он был знаменосцем армии ада и отличался способностью к обольщению и убийству. Неспроста, встретив его в Александровском саду, Маргарита приняла его за коварного обольстителя. Внешне это был маленький человек с широкими плечами и огненно-рыжими волосами. Изо рта у него торчал клык, на руках были когти, а голос был гнусавым. Основная функция этого персонажа связана с насилием. В ранних редакциях он совершал свои преступления с помощью ножа, так как являлся создателем всего в мире холодного оружия.

В последнем полете обнажается его истинный вид. Глаза Азазелло пустые и черные, а лицо – холодное и белое, как у истинного демона-убийцы.

Образ Кота — Бегемота

Каждому читателю романа на всю жизнь запоминается Бегемот. Это кот-оборотень, который для Воланда является любимым шутом. Прототипом этого персонажа стал мифологический зверь, описанный в Ветхом Завете, дьявол обжорства из мистических легенд.

 Образ Коровьева-Фагота

 Коровьев-Фагот — единственный человек в дьявольской свите Воланда. Исследователи точно не могут установить, кто является прототипом этого булгаковского персонажа, он  старший из подчиненных демонов. Коровьев-Фагот обладает яркой отталкивающей внешностью. В ходе сюжета становится ясно, что его внешность полностью совпадает с сущностью. Он любит издевательства и злые шуточки, глумится над пороками горожан, устраивает серию поджогов, подкладывает валюту домуправу в чемоданчик, чтобы того поймали и т.д. Коровьев-Фагот­ является одним из самых неоднозначных персонажей в романе, и многие его афоризмы дают пищу для размышлений.

Можно было бы  продолжить беседу и о других персонажах романа Три пересекающихся мира романа – ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский, связанные между собой, имеют ряд коррелирующих персонажей, причем представители различных миров формируют триады, объединенные функциональным подобием и сходным взаимодействием с персонажами своего мира, а в ряде случаев – и портретным сходством прокуратор Иудеи Понтий Пилат-князь тьмы Воланд – профессор Стравинский, директор психиатрической клиники, Низа, агент Афрания – Гелла, агент и служанка Фагота-Коровьева – Наташа, служанка Марариты, Иуда из Кириафа – барон Майгель – Алоизий Магарыч, Левий Матвей – поэт Иван Бездомный – поэт Александр Рюхин, член МАССОЛИТа Три мира романа имеют так же ряд параллельных эпизодов и описаний, поэтому наше мероприятие представляет лишь одну возможную трактовку образов и герое романа

Смысл произведения

Существует много трактовок смыслов этого произведения. Безусловно, нельзя говорить однозначно.

В центре романа – извечная борьба добра со злом. В понимании автора эти две составляющие находится на равных правах и в природе, и в сердцах человеческих. Этим объясняется и появление Воланда, как сосредоточение зла по определению, и Иешуа, уверовавшего в природную людскую доброту.

Свет и тьма тесно переплетены, постоянно взаимодействуют друг с другом, и уже невозможно провести четких границ. Воланд карает людей по законам справедливости, а Иешуа прощает их вопреки. Таково равновесие.

Борьба происходит не только непосредственно за души людские. Необходимость человека тянуться к свету проходит красной нитью через все повествование. Настоящую свободу можно получить только благодаря этому.

Очень важно понять, что героев, скованных житейскими мелочными страстями, автор всегда наказывает, либо как Пилата — вечными муками совести, либо как московских обывателей — посредством проделок дьявола. Других же превозносит; Маргарите и Мастеру дарит покой; Иешуа заслуживает Свет за свою преданность и верность убеждениям и словам.

 Также этот роман о любви. Маргарита предстает идеальной женщиной, которая способна любить до самого конца, невзирая на все преграды и трудности. Мастер и его возлюбленная – собирательные образы преданного своему делу мужчины и верной чувствам женщине.А какие еще смыслы нашли в этом романе ВЫ?

Благодарим за внимание, надеемся вы интересно и с пользой провели время, до новых встреч и интересных мероприятий!