«Колокола и их судьбы»

Литературный путеводитель (12+)

Среди неба, среди великого,

Чистым звонам Твоим поклонюсь,

 С колокольни Ивана Великого

 Вижу всю Православную Русь!

Там, где небо, — ей мало простора,

Там, где бездна, — и бездны ей нет…

Продолжение Божьего взора —

 Свет единственный, солнечный свет!

И под сводами этого звона,

Будто в храме небесном, стою.

 Вместо солнца сияет икона

И на Родину смотрит мою.

Добрый день, дорогие читатели! Сегодня библиотека им. А. А. Фадеева предлагает вам обсудить один из важных символов русской соборности и православия — колокола России.

Изготовление колоколов относится к глубокой древности: они были известны евреям, египтянам, употреблявшим их при священнодействиях на празднике Озириса, и римлянам, у которых употреблялись маленькие звонки (tintinnabulum) для призыва прислуги и для многих целей, как например, для военных сигналов, для сбора народа на общественные собрания, для принесения жертв, и, наконец, такие звонки прикреплялись к колесницам победителей при триумфальных шествиях.

О колоколах в России впервые упоминается в летописях 988 года. В начале XI века колокола были повешены при храме св. Софии в Новгороде, при Десятинной и Ирининской церквях в Киеве, во Владимире-на-Клязьме (около 1170 г.), Полоцке, Новгороде-Северском и некоторых других. В развалинах Десятинной церкви, на которые обратили внимание Киевский Митрополит Евгений в 1824 году, найдены были два колокола: один из них коринфской меди, довольно хорошо сохранившийся, за исключением дужки, к которой привешивают язык.

Татьяна Гурьева «Колокола»

Сами русские стали лить колокола впервые в Киеве в половине XIII века, а после татарского ига их вновь привозили из Германии, где впервые колокола стали отливать при Карле Великом, хотя образцы их до нашего времени не сохранились. Искусство это в Германии прочно основалось лишь в X и XI веках. Первоначально искусство отливать колокола как на западе, так и в России, было искусством «странствующих мастеров». Колокола отливались вблизи той церкви, для которой они предназначались. Лишь с развитием транспортных приспособлений искусство это приобрело оседлость.

Перед повешением колокола на колокольню его освящают. Обряд освящения так же стар, как и употребление колокола при церкви. На Западе уже во время Григория Великого, которому приписывают введение колоколов при церквах, обряд освящения колокола был уже почти выработан. В то время воображали, что обрядом освящения даруются колоколу особые способности и сила, которые не имеются без освящения.

Наш простой народ говорит, что колокол вызванивает души из ада. Он также издревле верит, что где звонят в колокола, оттуда злые демоны, враждебные святости и миру, волей и неволей удаляются, бегут, сами отступают).

Предлагаем вам посмотреть на самые знаменитые колокола России.

Царь-колокол. Предназначался для колокольни Ивана Великого. Историю свою ведет со времен Бориса Годунова. Дважды погибал в пожаре и восстанавливался вновь, тяжелея раз от раза. При Анне Иоанновне весил уже около 200 тонн. Работы по отливу велись прямо на площади — после полутора лет подготовки. 36 часов плавки металла, отливка за час с небольшим и чеканка колокола в гигантской яме, накрытой деревянным перекрытием. В 1737 году во время пожара перекрытие загорелось. Колокол треснул, и откололся кусок весом 11,5 тонны. Спустя почти 100 лет Царь-колокол был установлен на постамент, созданный по проекту архитектора Огюста Монферрана, и стал памятником мастерству русских литейщиков.

Царь — колокол

Троицкий благовестник. Свой Царь-колокол есть и в Троице-Сергиевой лавре . Задает тон особой густотой и силой звучания. Отливали колокол по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. 65 тонн веса поднимали на звонницу 300 человек. В антирелигиозную кампанию 1930 года с колокольни сбросили около 20 колоколов — и благовестник в их числе. В 2003 году колокол отлили заново на Балтийском заводе в традициях русских мастеров из сплава олова и меди. Колокол — самый тяжелый из действующих в России, весом в 72 тонны. Его украшают изображения всех радонежских святых. Поднимали благовестник на прежнее место около часа под нескончаемый колокольный звон.

Троицкий благовестник

Большой торжественный колокол. Главный колокол храма Христа Спасителя был третьим в Москве по весу — 1654 пуда (более 26 тонн). Утрачен вместе с разрушенным храмом. Из колоколов старого храма сохранился лишь один — он находится в Троице-Сергиевой лавре. Остальные колокола пришлось восстанавливать по старым фотографиям с участием Общества древнерусской музыкальной культуры — по нотным записям и книгам. Звон храма, возведенного в честь победы 1812 года, был выстроен в ля миноре. Сегодня колокол, отлитый в 90-х годах прошлого века в цехах ЗИЛа, вновь звучит в дни больших праздников. А при самом храме Христа Спасителя действует школа колокольного звона.

Большой торжественный колокол

Угличский ссыльный колокол. Набатный. В 1591 году известил Углич о смерти царевича Дмитрия. В Спасском соборе били в набат по приказу царицы Марии Нагой. На колокольный звон собрались горожане, «сделалась великая смута» и самосуд над подозреваемыми в убийстве. Колокол сбросили с колокольни, вырвали язык, казнили отсечением уха и сослали в Тобольск. В Сибири он служил в различных храмах, побывал набатным, «часобитным» и «звонным», пострадал от пожара. В 1890 году был выкуплен тобольским музеем, а спустя два года был торжественно возвращен в Углич в церковь Димитрия на Крови.

Угличский ссыльный колокол

Благовестник Соловецкого монастыря. Памятник воинской доблести. Дар обители императора Александра II в память о героической обороне монастыря в 1854 году. Две пушки береговой артиллерии, восемь на крепостной стене и крестный ход остановили атаку двух английских фрегатов «Бриска» и «Миранды». Суда выпустили по обители около 1800 снарядов и бомб, но Соловецкий монастырь остался невредим и не сдался. По императорскому приказу был отлит колокол весом в 75 пудов. На медальонах колокола изобразили панораму обители и картины боя. Специально построенная для размещения колокола часовня не сохранилась, но колокол чудом уцелел.

Благовестник Соловецкого монастыря

Колокола и колокольчики для русского православного человека — не просто изделия из металла, это постоянные спутники жизни, от дня рождения до смертного часа.

Автор книги «Повседневная жизнь России под звон колоколов» Владислав Горохов, используя различные исторические источники (летописные сведения, описи монастырей и церквей, описания несохранившихся колоколов, надписи и орнаменты на тулове и т. д.), прослеживает историю бытования колоколов на Руси (а она обильна и героическими, и драматическими фактами и легендами), знакомит с «биографиями» некоторых знаменитых русских колоколов. В поле зрения автора оказываются и иноземные их собратья, и «бытовые» колокольца. Ниточка истории колоколов протягивается в дохристианские времена — за пять веков до Рождества Христова. Читатель узнает об удивительных мастерах колокололитейного искусства, о чудо-звонарях, о талантливых зодчих, создавших непревзойденные по красоте «жилища» для благовестников — храмовые колокольни.

Колокольный звон на Руси давно стал глубоко национальным явлением. Этот живой голос и сейчас словно идет из глубины веков. Русские колокола слушают православные в разных уголках мира, но только на Руси звучали и звучат самые звонкие, самые мелодичные и самые душевные колокола. Слушаешь их и не понимаешь, «то ли с неба звон, то ли с земли»…

Книга члена Надежды Большаковой «Колокольный перезвон» — это книга-исследование, своеобразная энциклопедия истории колоколов, колокольного звона, без которых немыслима жизнь православного человека.

Автор прослеживает драматическую судьбу Русской Православной церкви от разрушения храмов, уничтожения колоколов до их возрождения.

В книге широко представлено творчество русских и зарубежных писателей, поэтов, композиторов, художников, в работах которых разносторонне описаны и колокола, и искусство колокольных звонов.

Большое внимание автором уделено устному народному творчеству, где колокола и колокольцы неразрывно связаны с традиционной народной культурой.

Я стою на своей колокольне –

Бесконечная широта.

Бесконечное вниз падение,

Бесконечная вверх высота.

Есть у каждого колокольня –

Это совесть, что будит нас.

От нее тяжело и больно,

И светло, как в последний час.

Ты суди меня, моя совесть,

Позови меня в Божий храм.

Моя совесть, моя колокольня,

Никому тебя не отдам.

Надежда Дудина

Подробнее об истории колоколов можно узнать из передачи «Колокольный звон»

Наш литературный путеводитель наметил для вас, друзья, путь познания такого чуда соборности как колокол. Надеемся мероприятие было полезным и познавательным.

Благодарим за внимание!

Подготовила Барыбина И. Г.