«Дорогие мои старики!»

Галерея

Доброго времени суток, дорогие читатели!

Нас с детства учат с почтением и уважением относиться к пожилым людям. У каждого из нас есть замечательный повод лишний раз проявить элементарное внимание и заботу: уступить место в общественном транспорте, помочь старушке перейти дорогу, позвонить своим дедушке и бабушке или сделать любой другой добрый поступок, ведь 1 октября – во всем мире Дню пожилого человека.

Этот день стали отмечать еще в ХХ веке на территории Европы, а позже эта традиция перебралась и в Америку. С 1990 года этот день стал Международным, а уже с 1992 года он начал отмечаться и в России.

Люди по-разному выражают свои эмоции и чувства. Творческая деятельность имеет сотни видов и тысячи вариаций воплощения. Музыка, скульптура, живопись и еще многие-многие другие виды.

ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ В ЖИВОПИСИ

Тема пожилых людей и почтенного возраста в целом очень часто становится объектом внимания многих творческих людей. Почему так? Кто-то мог бы подумать, что в старости нет ничего привлекательного и возвышенного, и что художникам не стоит тратить слишком много времени на работу над картинами, описывающими внутренний мир стариков.

На самом деле, пожилые люди в живописи — отдельная и глубокая тематика, требующая определенного мастерства и понимания человеческой натуры. Ведь изображение человека — не просто передача его внешних характеристик, это также и передача его внутренних состояний, переживаний, чувств, опыта и забот. А у стариков, как ни у кого, много этих граней души и, как ни у кого, они глубоки и сложны для понимания. Картины с пожилыми людьми могут быть очень трогательными и впечатляющими.

Хочется начать своё и ваше, уважаемый читатель, знакомство с картинами художников о стариках с портрета старика в красном, который принадлежит волшебной кисти великого Рембрандта. «Портрет старика в красном» (1650) признан одним из лучших среди портретов великого художника.

Под кипой редкие седеющие остатки волос, густая седая поросль бороды и усов. Морщины на лбу и кожные складки на нижних веках, нос с горбинкой на неровной переносице. Сомкнутые в сдержанности изречений губы, чему соответствует заинтересованный боковой взгляд старика, одновременно задумавшийся о чём-то своём…

Характерный типичный русский крестьянский облик удалось изобразить художнику В. Поленову (1844-1927) в портрете Василия Петровича Щеголёнка (Щеголёнкова) — олонецкого крестьянина, одного из выдающихся сказителей русских былин.

На портрете старик с неопрятной (не подстриженной) седой бородой, усами и заросшими той же сединой щёками. Поредевшая вихрастая поросль на голове, не знающая парикмахера, но приглажена на пробор по обе стороны просто влажными руками…Морщинистые щёки нахмуренные брови, нос «картошкой». Глубоко сидящие мудрые глаза с прищуром. Мудрый старик…

«Старец Сергий». Современный русский художник Филипп Александрович Москвитин родился 29 декабря 1974 г. в Иркутске в семье художника. Пишет портреты, картины на евангельские, церковно-исторические и исторические темы, пейзажи, натюрморты.

Старец написан с натуры в Новонямецком монастыре в Кицканах (Приднестровье) в 1997 году. Морщинистые веки выдают старика, хотя на лице и лбу их не так уж и много. Борльшие выразительные глаза с умудрённым взором. Длинные седые волосы, длинная седая борода, растущая от или из усов. Такие бороды иногда относят к «православным», их носят священники. Недовольное мрачное, несколько брезгливое выражение лица. Взгляд с укором видимого или обсуждаемого. Старик или старец…

В словаре Даля: «старец — человек престарелый, весьма старый, из стариков старик». Старцы осуществляют духовное наставничество при монастырях либо в отшельничестве, давая советы молодым семинаристам и мирянам.

Несколько иной тип старца на одноименной картине «Старец» в 1968 году нарисовал художник Константин Алексеевич Васильев, школьный учитель рисования. Он изобразил старца в предпочитаемом им мифологическом или в былинном образе, более молоды с только седеющими вихрами не стриженых волос на голове и лице с пучками неухоженной короткой бороды, пытливым взглядом исподлобья сморщенного лба. Пронизывающий углублённый взгляд, понимающий жизнь. Картину можно увидеть в музее художника в Москве.

Неутомимый и дотошный Чарльз Спенчелай наблюдает за попытками другого старика лечить свои недуги. Последний врач намекнул на ревматизм, являющийся возможной причиной болей в суставах. Вот и купил старик в аптеке новое лекарство и рассматривает с помощью лупы, так как очки уже недостаточны, чтобы разглядеть сигнатуру с указанием дозы и времени приёма…

На картине, названной, почему-то «Прикосновение к ревматизму» художник показал довольно старого джентльмена, с седыми остатками бывшей шевелюры на остатках бакенбард и довольно пышной хоть и поредевшей причёской на голове, который уже надел тёплый халат, но так и не снял цветастую бабочку с шеи…

***

Нет, мы забыли о женщинах, старых милых дамах, которым художники тоже отдали свой талант и запечатлели многих на своих холстах. Выберем из них наиболее приметные…

И снова Рембрандт, «Портрет старушки»! Рембрандт всегда отдавал предпочтение изображению стариков, как возможных объектов и свидетелей раскрытия подробностей и многообразия выпавших на их долю жизненных ситуаций и пережитых ими событий. Он, кстати, также предпочитал рисовать старых и пожилых женщин.

Психологическая глубина портрета старушки поражает: Неизбывная и глубокая печаль в её глазах с застывшей гримасой прерванного рыдания, отягчённого внезапно возникшими воспоминаниями или проявившимся эпизодом жизни. Я бы назвал этот портрет «Плачущей старушкой».

Эберхард Кейль (дат. Bernhard [Eberhard] Keil, Bernardo Keilhau detto Monsu Bernardo (1624 – 1687) -датский художник периода барокко из итальянской школы «художников реальности». Центральная тема творчества — сцены из жизни простых людей, отражение духовного мира простолюдинов.

Картина является одними из наиболее известных произведений в коллекции Серпуховского историко-художественного музея. Изображенная женщина за рукоделием явно в преклонном возрасте, что видно не только на лице, но и на шее вокруг ключиц, что обычно прячут женщины за различными воротниками или шарфами.

Совершенно в другом образе написан портрет «Старой леди с книгой» одним из наиболее плодовитых в рисовании пожилых и стариков, которым является по праву портретист Кристиан Хейзер.

«Старая леди с книгой», художник – портретист тот же Christian Heuser, (1862-1942). Пожилая женщина со всеми ярко выраженными знаками преклонного возраста на лице. Явно моложавый взгляд, возможно, вспыхнул от прочтения взволновавшего её эпизода. Он как бы отвлеклась от чтения и глянула в сторону показавшегося ей видения, прочитанного только что…

В стиле картин Рембрандта его другом и сподвижником нидерландским художником Яном Ливенсом написана картина «Чтение старой женщины». Читается книга немолодой женщиной со скорбным лицом и морщинистыми щеками и подбородком. На голове платок или капор чёрной окраски, тёплая под шею накидка светло бежевого цвета. Выражение лица внимательно сосредоточенное, губы сомкнуты. Обе руки поддерживают раскрытую тяжёлую толстую книгу давнего написания…

«Старушка в окне», 1769, художника Йозефа Гауцингера настолько мила, покорным судьбе выражением лица, спокойна и благообразна, что даже её старческая одежда пахнет чистотой после стирки и глажки… Особенно чётко прорисованный головной убор в виде колпака кухарки или горничной, выглянувший из окошка в уходящий из её интересов, понятий и сведений окружающий дом мир.

Душевные картины уральского художника Леонида Баранова из серии «Жили – были дед да баба…» показывают образы сельских стариков в их быту и времяпрепровождении. Герои картин художника Леонида Баранова — деревенские старички. Все его искусство родом из детства, из деревни Бобылево, где он жил у бабушки Марии Егоровны до армии. Леонид Баранов родился в Курганской области в 1955 году. Первую «деревенскую» картинку с бабушкой, которая ест тюрю (размоченный в воде, квасе или в молоке хлеб), Баранов продал как раз на «панели», когда стал свободным художником, перестав преподавать в школе в 1997 году. Сейчас живёт и работает в Екатеринбурге.

«Отдых на сеновале».

В оценке этих картин облик стариков всегда однотипен – типичные простые деревенские грубо сколоченные старики, небритые и без косметики, трудяги-землепашцы, и акцент в них художник ставит на выражении лиц, повадках, юморе и разнообразных выдумках сюжетов.. Но всегда почти за очень редким исключением — это дед и баба.

В подборку вошли трогательные и живые картины о наших современных бабушках — Гладковой Татьяны «Письмо от внука», Юрия Прядко «БаНина», Александра Курзанова «Одиночество бабы Анюты», Валентины Богачёвой «Долгое ожидание», Татьяны Юшмановой «Портрет бабушки Шуры» и другие. Какой нежностью и любовью проникнуты эти картины и сами их названия! «Старики» и «старухи» вдруг оказываюся близкими и родными!

КУКЛЫ как вид ИСКУССТВА

Коллекционные куклы – это настоящие предметы искусства. Некоторые из кукол выпущены в одном экземпляре – как картины или скульптуры. Их можно использовать в качестве необычного и стильного украшения интерьера.

В основном, коллекционные куклы делаются из винила, полиуретана или фарфора. Существуют также мягконабивные куклы.

Полиуретан в основном используется производителями кукол бжд. Оба материала твёрдые и прочные, они приятны на ощупь, а куклы из них немного тяжёлые. Состав материалов – это профессиональный секрет каждой компании.

В отличие от фарфора, секрет изготовления которого раскрыт уже давно. Из этого изящного материала создаются куклы совершенно разных типов, в т.ч. и необычные статуэтки из костяного фарфора, расписанного золотом. Стоит выбрать фарфор, чтобы угодить аристократичной, благородной леди.

Что касается мягких кукол, то многие производители используют сочетание материалов: мягкое тело и виниловые конечности. Тела в таком случае делаются из хлопка, а наполнены силиконовыми шариками и расчесанным полиэфирным волокном.

Авторские куклы с новой стороны открывают мир пожилого человека. Иногда это статичные фигурки, иногда — подвижные и «живые», но всегда — особенные, близкие и очень родные.

Авторская кукла «Бабушка»

Авторская кукла Бабушка, сделанная с любовью и душой, излучает уют и тепло. Кукла выполнена из запекаемого пластика, каркас проволочный, тело набивное синтепухом . Костюм сшит из хлопка, кружева. Волосы из шерсти. Вязание со спицами можно убрать(съемное).

Авторская кукла «Бабушка Сарра»

Кукла выполнена из фарфора, кожи и ткани. Расписана с помощью акриловых красок. Такая очаровательная хозяюшка, ожидающая к чаю родных или друзей — каждому рада!

Авторская кукла «Бабушка. Любимому внуку»

И снова бабушка занята рукоделием. Но если в первом случае бабушка, похоже, вяжеь себе шаль, теплую, пуховую, то эта бабушка заботится о своем внуке. Ну как ее можно упрекнуть, что слишком усердно?! Ведь милое старушечье лицо сосредоточено на своей работе. Кукла выролнена из цернита.

Авторская кукла «Бабушка Агата»

Её высота без подставки 25см. Куколка подвижная, по типу «болтушек». Лепные части выполнены из полимерной глины «фимо арт долл». Тело мягкое, набивное. Ручная роспись глаз. Одежда сшита из хлопковых тканей, а обувь из натуральной кожи. Подставка сделана специально для этой куклы.

Авторская шарнирная кукла серии «Бабушка»

Автор назвала ее Елизаветой. И эта кукла может быть разной, потому что это кукла БЖД — она будет такая, какой ВЫ видите эту бабушку. Выполнена из полиуретана с огромной любовью. Бабушка отлита в мастерской Сraftorium из высококачественного американского полиуретана. Изумительная кукла, с характером, харизматичная, живая… Автор очень тактично и бережно отнёсся к возрастным чертам, прекрасная работа!

Но для меня вершиной кукольного мира, с любовью изображающего стариков, стал проект Ирины Верхградской «Дорогие миои старики».

Каждая фигурка — со своей судьбой и жизнью. В руках мастера запекаемый пластик оживает, а лицо, написанное на шелке масляными красками, становится выразительным.

Работа «Помощник»

«Я не раз видела зачитанную книгу Александра Дюма «Виконт де Бражелон» у пары стариков, в доме которых мы снимали комнату на лето. Я не знаю, читали ли они ее друг другу, но мне хотелось сделать именно так: бабушка готовит обед, а старичок сидит рядом и с упоением читает второй том,» — говорит Ирина.

Работа «Самый счастливый день»

Для самой Ирины каждая кукла как ребенок, она никого не выделяет. Разве что глядя на эту работу произносит: «Любимая». Радость на лице невесты и все знающие, все понимающие глаза бабушки. Так мастер представляет «Самый счастливый день». «Прекрасная, трогающая до слез работа,» — написали о ней соц сети.

И не скажешь, что выполнены куклы в масштабе 1:12. Порой, говорит Ирина, максимум работы на час, а выходит дня три: начинаешь делать, и накатывают эмоции. Специально для некоторых кукол задумывался интерьер: отрывной календарь, ковер на стене или шкаф с посудой – все в точности как в квартирах или домах наших дедушек и бабушек.

Работа «Разговор с дочерью»

Одной из первых работ коллекции «Дорогие мои старики» была вот эта миниатюра, которую автор назвала «Разговор с дочерью». Это одна из самых любимых композиций Ирины Верхградской, возможно, потому, что какое-то время им пришлось жить с дочерью в разлуке – девушка переехала в Новосибирск, а мать оставалась в Казахстане.

– Я три дня не могла завершить бабушку. Начинаю ее делать, и меня захлестывает, я начинаю плакать и не могу работать. Я проживаю с каждой фигуркой всю ее прошлую жизнь, думаю о ее судьбе, пропускаю все это через себя. Может быть, поэтому они получаются такие естественные.

В моей коллекции много радостных ситуаций. Вот, бабушка сидит в кресле, смотрит любимый сериал – не такая уж она несчастная. И они все – из разных времен, совершенно необязательно, что из сегодняшних дней. Какие-то – 20–30 лет назад, поэтому и антураж такой, из тех времен. Я стараюсь не вызывать какие-то искусственные эмоции, создавать душещипательные сцены. И с улыбками часто их изображаю. Даже, например, там, где бабушка сидит на кровати, а ее обнимает внучка-невеста, я специально поставила рядом тапочки. Чтобы было понятно, что бабушка посидит, а потом встанет, что не все фатально. Или халатик вешаю на спинку кровати. Дополнительная работа, но мне так самой спокойнее.

На этой ноте хочется завершить наше путешествие по галлерее образов стариков и старушек разных эпох и народов. Остается надеяться, что после нашей онлайн-галереи вам захочется обнять своих близких, сказать им самые теплые слова, поднять трубку и поговорить со старшими, уделить им чуточку вашего времени и внимания — и это будет лучше всяких крвсивых слов и похдравлений!

Благодарим за внимание! Здоровья, счастья и взаимопонимания вам и вашим близким!