«Что услышал композитор?»

Беседа-концерт

Дорогие читатели и гости нашего блога!

1 октября — международный день музыки! Музыка – величайшее изобретение человечества, которое сопровождает общество с момента его зарождения. Музыка отражает традиции и обычаи разных народов, и ими легко делиться: язык мелодии прост и понятен каждому. 

О ней, музыке, наша беседа — концерт «Что услышал композитор?»

Несмотря на то, что музыке миллионы лет, праздник появился сравнительно недавно. В 1973 году его учредил Международный музыкальный совет при ЮНЕСКО, а спустя два года прошли первые симфонические концерты в его честь.

Музыка благотворно влияет на здоровье и психику человека. Размеренная, спокойная мелодия вызывает положительные эмоции и выводит из депрессии, ритмичная – повышает настроение и работоспособность.

Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живет-
В шелесте трав, в шуме дубрав
Только прислушаться надо.

Еще Пифагор считал, что звуковые волны входят в резонанс с колебаниями внутренних органов и лечат их. Современная медицина отмечает факты положительного влияния музыки на работу сердца.

Занятия музыкой развивают интеллект и память у детей, повышают болевой порог и предотвращают снижение слуха с возрастом у взрослых.

Композиторы — создатели музыки вкладывают в свои произведения душу и сердце, наполняют мелодии смыслом и фантазиями. Во многих произведениях можно услышать мысли и чувства творца.

Петр Ильич Чайковский «Времена года»

«Времена года» — известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 характеристических картин.

Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Николаю Матвеевичу Бернарду (1843-1905), издателю журнала «Нувеллист», сыну М.И.Бернарда, с которым Петр Ильич сотрудничал с 1873 года. Примерно в ноябре 1875 года Бернард посылает Чайковскому заказ на фортепианный цикл. Письмо Бернарда не сохранилось, однако его содержание легко себе представить на основании ответа композитор олучил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пьесу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пьесками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю». Следовательно, названия пьес, то есть сюжетов-картинок были предложены композитору издателем.

«Музыка всегда с человеком.Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая…» Д. Шостакович

Ярка самобытность музыки Стравинского никого не оставит равнодушным. Игорь Федорович Стравинский — пожалуй, самая противоречивая и авангардная фигура в музыкальной культуре XX века. Его самобытное творчество не вписывается в рамки какой-то одной стилистической модели, в нем самым неожиданным образом сочетаются различные направления, за что композитора современники прозвали «человеком тысячи одного стиля». Великий экспериментатор, он чутко улавливал изменения, которые происходили в жизни, и стремился жить вместе со временем. И все же у его музыки есть свое истинное лицо — русское. Все сочинения Стравинского глубоко проникнуты русским духом — это снискало композитору невероятную популярность за рубежом и искреннюю любовь в Отечестве.  

«Жар-пти́ца» (фр. L’Oiseau de feu) — одноактный балет Игоря Стравинского, написанный по заказу Сергея Дягилева для его антрепризы «Русские балеты». Премьера спектакля в хореографии Михаила Фокина и оформлении Александра Головина состоялась в Париже, на сцене театра Гранд-Опера 25 июня 1910 года.

В основе сюжета «Жар-птицы» лежат русские сказки о Кощее Бессмертном, а также Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке. Помимо этого, балетмейстер добавил хороводы плененных девушек из произведения Ф. Сологуба «Ночные пляски».

«Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств. Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия.» Бетховен Л.

Еще один великий русский композитор, написавший свою первую оперу в 9 лет — Серей Прокофьев. Мастер крупных форм, которому удавалось переложить на язык музыки и шекспировские страсти Ромео и Джульетты, и встречу пионера Пети с Волком.

Музыка Прокофьева узнаваема и говорлива, в ее звучании мы явственно слышим то, о чем нам хочет рассказать композитор.

Сергей Прокофьев «Петя и волк» Симфоническая сказка

«Петя и волк» — симфоническая сказка для детей, написанная Сергеем Сергеевичем Прокофьевым на собственный текст весной 1936 года. Премьера состоялась 2 мая 1936 года. Произведение исполняется чтецом, текст для которого написан самим композитором, и оркестром.

Тихо-тихо рядом сядем

— Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся все стены

— Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой…

Это музыка торопит

И ведет нас за собой.

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство,

Осторожней, осторожней,

Не спугнуть бы нам его.

Спасибо за внимание!

Подготовила Барыбина И. Г.