Бенефис книги
Доброго времени суток, дорогие читатели!
В рамках реализации проекта «Александр Фадеев: между властью и творчеством» сотрудница библиотеки имени А. А. Фадеева подготовила бенефис книги «Вперед, заре навстречу, товарищи в борьбе», посвященный роману «Молодая гвардия».
Об этой книге довольно непросто что-то говорить. Кажется, что все пришедшие на ум слова не сумеют описать тех чувств, что захлестнули с последними страницами книги. Книги, пусть и основанной на реальных событиях, но все же художественной, где в угоду авторскому замыслу что-то может и должно быть изменено, где-то приукрашено, где-то скрыто за молчанием писателя.
История создания романа Фадеева «Молодая гвардия»
В основе фадеевского романа лежат реально произошедшие события. В 1942 году шахтерский город Краснодон был оккупирован немцами, которые совершали различные злодеяния по отношению к советским людям. Лишь 14 февраля 1943 года советской армии удалось освободить Краснодон от немецкой власти. В оккупационное время в Краснодоне совершала подпольную деятельность молодежная организация «Молодая гвардия», в которую входило около 100 ребят, которым было от 14 до 20 лет. После многочисленно выполненных заданий большинство членов «Молодой гвардии» было арестовано. Сначала их пытали, а затем казнили.
Когда Красная армия освободила город Краснодон от немцев, в газете «Красная звезда» вышла статья, в которой говорилось о величайшем подвиге молодежной организации.
Узнав о подвиге представителей молодежи,
советский писатель А.А. Фадеев приехал в Краснодон, чтобы как можно точно
узнать о деятельности молодогвардейцев. Находясь в Краснодоне, А.А. Фадеев
собирал документальную информацию, общался с очевидцами тех страшных событий. В
1943 году в газете «Правда» вышла статья
«Бессмертие», которую написал А.А. Фадеев.
Вот как заканчивается передовая статья
номера «Правды» от 15 сентября 1943-го:
«Пройдут годы, исчезнет с лица земли гитлеровская погань, будут залечены раны, утихнут боль и скорбь, но никогда не забудут советские люди бессмертный подвиг организаторов, руководителей и членов подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия». К их могиле никогда не зарастёт народная тропа».
Работать А.А. Фадеев собственно над самим романом о краснодонском молодежном подполье начал уже после завершения военных действий. Писателю было важно продемонстрировать, что за Родину боролись ребята подросткового возраста. А.А. Фадеев, несомненно, добавлял в текст романа художественные детали, однако в основе лежат судьбы реально существовавших людей, так или иначе связанных с молодежной организацией «Молодая гвардия».
Работа над романом велась недолго. А.А. Фадеев написал его довольно быстро. Впервые произведение вышло в свет в 1946 году. К сожалению, в первой редакции романа было много неточностей и ошибок, которые давали неправильное представление о некоторых прототипах. И после выхода первой редакции, и впоследствии, когда были проведены многочисленные расследования касательно реальных представителей «Молодой гвардии», подчеркивались несоответствия между реально происходящими в Краснодоне событиями и событиями, описанными в романе. Это доказывает, что роман А.А. Фадеева построен на принципе художественного вымысла. Сам писатель объяснял это следующим образом: «Я писал не подлинную историю молодогвардейцев, а роман, который не только допускает, а даже предполагает художественный вымысел».
После выхода первой редакции романа на А.А.
Фадеева обрушилась критика также из-за того, что он слабо раскрыл роль
коммунистической партии в деятельности молодежной организации. Существует также
версия, согласно которой обвинения в адрес автора были выдвинуты самим И.В.
Сталиным.
А.А. Фадеев не мог оставить свой роман таким, каким он его написал первоначально.
Исправив недочеты и добавив в повествование образы взрослых
коммунистов-подпольщиков, А.А. Фадеев выпускает вторую редакцию романа,
вышедшую в 1951 году. Однако многие исследователи и историки отмечают, что к
реальности более приближена первая редакция романа, так как партийная
организация в Краснодоне проявляла себя не так ярко, как вынужденно описывается
во второй редакции.
«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» в кинематографе
«Молодая
гвардия» — советский двухсерийный художественный фильм 1948 года режиссёра
Сергея Герасимова по одноимённому роману Александра Фадеева считают лучшей
экранизацией. Этот фильм — достойный пример храбрости, мужества, отваги и
патриотизма. Остановимся на очевидных достоинствах, которые и занесли эту
картину в классику советского кино.
1. Организация — картина рассказывает о деятельности юных подпольщиков в
оккупированном фашистами городе Краснодоне, когда десятки юношей и девушек
решили дать отпор кровавым палачам и наглым завоевателям, вторгнувшимся в нашу
страну в поисках ‘жизненного пространства’. На беспощадный страх и террор эти
юные герои решили ответить истреблением оккупантов, диверсиями, дерзкими
акциями и поддержанием надежды в людях, что победа будет за нами и враг будет
повержен.
2. Дерзкие акции. Самая громкая акция с
биржей — это поистине стратегическая операция с несколькими важными этапами.
Это было действительно сложно провернуть, ведь малейшая ошибка привела бы к
провалу как акции, так и самой организации.
3. Финал. Ребята не сломались, они держались с достоинством, и погибли за свои
убеждения. Они исполнили свою клятву до конца, и Родина их не забыла. Чувства в
этот момент аж вырываются наружу. Сильно, очень-очень сильно!
Немного о главных героях:
1.Олег Кошевой в исполнении Владимира
Иванова — харизматичный лидер ‘Молодой Гвардии’, сам участвовавший во
многих акциях. Именно благодаря его усилиям организация смогла нанести такой
урон фашистским захватчикам. Он был буквально рожден для этой роли.
2. Ульяна Громова в исполнении Нонны Мордюковой — член штаба ‘Молодой гвардии’ и помощница Олега, своей стойкостью и твердым характером служила примером для товарищей. А песни в ее исполнении — просто чудо! Нонна уже в этой, дебютной между прочем, работе показала себя настоящим талантом, за что получила всеобщее признание и любовь зрителей нескольких поколений.
3. Любовь Шевцова в исполнении Инны Макаровой — активистка ‘Молодой Гвардии’. Веселая, юная и красивая девушка, своим умением петь и плясать покорила мое сердце. Инна сыграла просто великолепно.
В начале 1960-х годов фильм был подвергнут серьёзному исправлению, изъятию отдельных эпизодов, местами — переозвучиванию. Выпуск новой редакции фильма был в основном связан с выявлением новых фактов и обстоятельств, связанных с деятельностью «Молодой гвардии». Герой актёра Евгения Моргунова предатель Стахович был «переименован» в Геннадия Почепцова, которого к тому времени выявили как подлинного предателя организации. Но поскольку действия Стаховича сильно отличились от реальных действий Почепцова (Стахович в фильме выдаёт организацию под пытками, Почепцов же в реальности сделал добровольный донос), то роль Моргунова, которая и без того была небольшой, в новой редакции стала ещё меньше. Соответственно, были переозвучены все реплики, где упоминалась его фамилия. И хотя в переозвучке участвовали те же актёры, звучание переделанных эпизодов сильно разнится со звучанием оригинальной версии Имели место и сокращения, связанные с решениями о культе личности Сталина.
По телевидению показывают новую редакцию фильма. Первоначальная версия была показана в начале 1990-х на Первом канале в программе «Киноправда».
В 1998 году Киностудия имени М. Горького совместно с Госфильмофондом России при участии Госкино РФ приступили к воссозданию первого варианта фильма 1948 года
Стоит сказать, что в 1977 году было предложение о телевизионной экранизации романа А А Фадеева в 1977 году было предложение о телевизионной экранизации романа А А Фадеева «Молодая гвардия». Которое было отклонено секретарем правления Союза кинематографов.
Российский двенадцатисерийный военно-исторический телесериал «Молодая гвардия» режиссёра Леонида Пляскина, снятый в 2015 году, сразу стал позиционироваться не как экранизация романа Александра Фадеева, а современное видение истории подпольной организации Краснодона.
«Молодой гвардии» 2015 года никак не удастся избежать сравнения со своей тёзкой 1948 года, как бы высокопарно создатели не заявляли, что хотят сделать фильм отличный от фильма Сергея Герасимова. Преимущество нового сериала в том, что он выигрывает у старого по художественно-выразительной части – в нём больше эмоций, переживаний, событий, актёрская игра совсем другая, отличается музыка, работа оператора, декорации, в нём нет политизированности, фильм отлично выполнен с художественной точки зрения – образы, декорации, сцены, игра актёров, музыка…
Несмотря на несоответствие историческим деталям, стоит отметить несколько положительных моментов и весомых плюсов.
1. Сотворённый для масс-медиа сериал, тем не менее, привлекает внимание к истории и теме героизма. Если хотя бы 150 человек из нескольких тысяч зрителей заинтересовались темой и пошли дальше гуглить, смотреть документальные ленты, читать про молодогвардейцев – это уже хорошо!
2. Здесь полностью реабилитировано доброе имя Виктора Третьякевича.
3. Некоторые сцены получились очень пронзительными. Комендант Ренатус предложил Третьякевичу сыграть дуэтом на скрипке. Немец и партизан играют дуэтом!
Операторская работа и работа большинства актеров была так себе… Середина сериала лишена динамики, но к финалу уже сложно оторваться от экрана.
Не стану придираться к созданным режиссёром образам молодогвардейцев, к подбору актёров: он имел право показать нам своё собственное виденье каждого из героев…
В «Молодой гвардии» 2015 года персонажам не хватает пламенности в речах. Нет экспрессии, чтобы что ни слово — то искра, чтобы вместо сердца — пламенный мотор! Но винить нынешних молодых актеров в том мы не можем. Другое время, другие стили актерской игры. Короткий метр есть короткий метр. Но все же.… И в таком формате можно создать интересные образы на экране…
В заключение нашей встречи предлагаем вам пройти викторину «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» в вопросах и заданиях»
Спасибо за внимание!
Подготовила Щербакова Е. Е.