Вечер-портрет
Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве писателя Александра Александровича Фадеева.
Александр Фадеев родился в 1901 г. в селе Кимры Корчевского уезда Тверской губернии в семье фельдшеров Александра Ивановича Фадеева и его жены Антонины Владимировны. У него были ещё брат и сестра.
В 1905 г. родители развелись. Александр признавался, что отца не помнил, а к маме всегда относился с любовью и нежностью. Уже после её смерти он писал: «Она была не только хорошей матерью, но и вообще очень незаурядным человеком, большой индивидуальностью… Только теперь я понимаю в полной мере, какой огромной моральной силой и опорой для меня была моя мать — не только в силу её личных качеств, а даже просто в силу её материнского существования…»
Каким же ребёнком рос наш герой? Очень способным! Ему было около четырёх лет, когда он научился читать, наблюдая, как готовит уроки сестра Таня. В 1907 г. Антонина Владимировна снова вышла замуж — за Глеба Владиславовича Свитыча. Александр Фадеев позднее говорил, что чтил отчима как родного отца.
В 1907 г. семья переехала в Уфу. Жить там было нелегко, работы сразу найти не удалось, и жившая во Владивостоке сестра Антонины Владимировны, Мария Владимировна Сибирцева, позвала Фадеевых к себе. Осенью они решились и приехали. Но и там для фельдшеров не нашлось работы. Вакансии были лишь в волостях и уездах. Прежде чем обосноваться, семье пришлось переменить несколько мест.
В записках А. Фадеева: «Год или два мы жили в деревне Саровке в 50 верстах от г. Имана, на берегу реки Иман. Мне было лет 7-8, но я хорошо помню эту деревню: я учился там в сельской школе. Отец работал ещё выше по Иману. Это были уже совсем дикие места, зимой тигры крали телят…»
Осенью 1910 г. Сашу Фадеева перевезли во Владивосток, где уже училась его сестра Таня. Мальчик выдержал экзамены, поступил во Владивостокское коммерческое училище и стал жить в семье своих родственников Сибирцевых.
Об этом времени наш герой писал: «Я воспитан в этой семье не в меньшей мере, чем в своей собственной…» Кстати, в доме была огромная библиотека! Любимыми писателями Александра были Джек Лондон, Майн Рид и Фенимор Купер. Он увлёкся миром книжных приключений и вскоре сочинил свою первую повесть «Апачи и кумачи» — о мальчишках, убежавших в Америку.
Первыми читателями стали сестра Татьяна и её подруги. Произведение им очень понравилось. Многие, кто знакомился с ним, даже не верили, что такое мог сочинить ученик первого класса коммерческого училища. Учёба А. Фадееву давалась очень легко. После окончания четвёртого класса он даже получил наградной лист.
А ещё мальчик сочинял стихи, очерки, рассказы, публиковал их в рукописном ученическом журнале «Общий внеклассный труд».
В НАЧАЛЕ ПУТИ
:Способный ученик стал получать стипендию, а в 13 лет уже репетиторствовал, желая самостоятельно зарабатывать на жизнь и помогать родителям. Педагог С.Г. Пашковский так вспоминал нашего героя: «Фадеев — хрупкая фигурка ещё не сложившегося мальчика. Бледный, со светлыми, льняными волосиками, этот мальчик трогательно нежен. Он живёт какою-то внутренней жизнью. Жадно и внимательно слушает каждое слово преподавателя…Словесные средства мальчика не были особенно богаты, но яркие краски изумляли. Красочность, правдивость, задушевность — вот те качества, которые отличают письменные работы Фадеева».
Если у родителей Саше приходилось много трудиться, то у Сибирцевых всё было иначе. Там очень любили гостей. Собиралась молодёжь — друзья двоюродных братьев А. Фадеева. Многие из них придерживались революционных взглядов, и наш герой не раз становился свидетелем жарких споров о судьбе России. Наступил 1918 г. Проведя лето у родителей в далёкой Чугуевке, Александр вернулся во Владивосток — и не узнал его.
Это был город с другой властью, другими лозунгами и настроениями, другой жизнью. Позже Александр вспоминал о том времени: «Шла кровавая битва, в которую был втянут весь народ, мир раскололся, перед каждым юношей уже не фигурально, а жизненно… встал вопрос: «В каком сражаться стане?»
Когда Александру исполнилось 17 лет, он вступил в Коммунистическую партию и вместе со своими друзьями стал заниматься агитационной работой: беседовал с рабочими, расклеивал и распространял листовки. Весной 1919 г. юноша был направлен в партизанский отряд. По поддельным документам его звали Александр Булыга. Именно в отряде Фадеев стал вести дневник, который впоследствии помог ему в работе над первыми книгами.
В апреле 1919 г. наш герой во время одного из боёв под Спасском получил ранение. После лечения Александр принимал участие в вывозе вооружения и боеприпасов из Приморья в Амурскую область по реке Уссури. Это было относительно спокойное для него время, но уже осенью 1920 г. Фадеева отправили на фронт, а год спустя он попадает в Петроград, охваченный митингами и забастовками.
Будущий писатель участвовал в подавлении Кронштадтского восстания и снова был ранен. Пять месяцев он провёл в петроградском госпитале и потом вспоминал об этом времени так: «Никогда в жизни столько не читал. Тут тебе и утопические социалисты, и Ленин, и Мильтон, и Блок… Чего-чего только не прочёл… Врач был добрый, как и вообще врачи. Сестра была красивой, как и вообще сёстры…»
К лету Александра освободили от дальнейшей военной службы по состоянию здоровья, и он поехал в Москву, где поступил в геологический институт.
«БУДУ ПИСАТЕЛЕМ!»
В мае 1923-го он начал работу над рассказом «Против течения», который был опубликован в журнале «Молодая гвардия». После признания первых произведений наш герой твёрдо для себя решил — буду писателем!
Позже он сказал: «Очевидно, не только большое желание, но и способности к этому делу у меня есть».
Учёба его интересовала всё меньше и меньше, и вот, окончив всего два курса, он бросил академию и уехал в Краснодар, где работал секретарём партийной организации.
В это время наш герой активно ведёт дневник, там появляются записи, представляющие собой писательские зарисовки, наблюдения, услышанные фразы. Именно в Краснодаре Фадеев начал работу над своим первым большим романом, который назывался «Разгром». Литературная деятельность всё больше увлекала Александра, и в 1924 г. он обратился к руководству с просьбой перевести его на журналистскую работу. Осенью 1924 г. он переехал в Ростов-на-Дону и устроился в газету «Советский Юг».
В одном из писем А. Фадеев отмечал: «Я жил один, но понятия не имел, что такое одиночество. Новые места, люди, города, пейзажи, события — всё я воспринимал с необыкновенной жадностью…»
Александр Фадеев был чрезвычайно деятелен! Однажды главный редактор уехал в командировку и оставил молодого журналиста вместо себя. Вернувшись, он с удивлением увидел большое квадратное отверстие в полу в комнате выпускающего редактора, под которой находилась типография. Это «нововведение» Фадеев объяснил тем, что так гораздо быстрее и удобнее передавать гранки и рукописи. Не надо было ходить по длинным коридорам и тратить время. Главный редактор изменениям удивился, но не стал злиться, воскликнув лишь: «Мальчишка!»
В те годы жизнь А. Фадеева сильно изменилась. Он познакомился со студенткой Московского университета, молодой писательницей Валерией Герасимовой. И… влюбился! Когда Валя однажды сильно заболела, Александр не отходил от её постели, поддерживая возлюбленную. Поправившись, девушка согласилась стать его женой.Вскоре молодая семья переехала в Москву и поселилась в небольшой квартирке в Сокольниках. Летом они снимали дачу, где А. Фадеев писал, тщательно работая над каждой фразой, каждым абзацем, оттачивая своё мастерство. В 1927 г. он начал роман «Последний из удэге». Было задумано шесть частей. К 1929-му первые две были завершены.
В конце августа 1932 г. Александр покинул Москву. Он уехал в Башкирию, затем на Южный Урал и, наконец, в места своей юности — на Дальний Восток. Во время этих странствий он продолжал работу над романом «Последний из удэге». Вскоре и третья часть была окончена. Наш герой вернулся в Москву и стал одним из руководителей Союза писателей. Но путешествия он не забросил: побывал в Чехословакии, Испании, Франции.
РОМАН О МОЛОДОГВАРДЕЙЦАХ
Когда началась Великая Отечественная война, А. Фадеев стал корреспондентом Совинформбюро. Он даже летал в блокадный Ленинград в качестве военного корреспондента «Правды». В основном ему приходилось бывать на различных направлениях фронта. Он считал, что «не вправе писать с фронта, если всё не увидит своими глазами».
В середине 1943 г., после освобождения Краснодона, Александру Александровичу предложили написать книгу о молодогвардейцах. Он обрадовался, ведь давно мечтал создать крупное, масштабное, серьёзное произведение. Вскоре процесс захватил его.
В воспоминаниях автор пишет: «Когда я начал работать над Молодой гвардией», мне казалось, что я пишу не о подпольной организации Краснодона периода Второй мировой войны, а о владивостокском большевистском подполье, и передо мной проходят те юные герои, которые явились первыми гвардейцами в те давно прошедшие дни ожесточенной борьбы…»
Писатель сам поехал в Краснодон, там он встречался с родственниками и друзьями погибших, смотрел фотографии, читал дневники. В 1945 г. началась публикация глав романа в газете комсомольская правда» и журнале «Знамя». Вскоре увидела свет отдельная книга. А в 1947 г., по мере того как руководство страны указало автору на некоторые недостатки романа, Фадеев следующие три года перерабатывал своё произведение.
В 1948 г. режиссёром С. Герасимовым был снят одноимённый фильм.
В 1951 г. роман вышел в новой редакции. И.В. Сталин был доволен содержанием, и Фадеева наградили орденом Ленина.
В этом же году писателю предложили новую тему: грандиозное открытие в металлургии. А. Фадеева не испугало, что данная сфера ему незнакома. Со свойственным ему ещё в молодости энтузиазмом он поехал в Магнитогорск собирать материал для будущей книги. Его по-прежнему манили новые города, новые впечатления, новые знания. Писатель с головой окунулся в работу.
Первые восемь глав нового романа «Чёрная металлургия» в 1953 г. увидели свет в журнале «Огонёк». Автор планировал публиковать книгу частями, а год спустя завершить работу над ней. Но эти планы так и не осуществились…
1954 г. был драматичным для писателя. Скончалась его мать, которую Александр Александрович всегда считал своей опорой. Он очень нежно отзывался о ней, и в его воспоминаниях мы читаем: «Но должно же быть у человека в душе святое, то, над чем, как над матерью родной, нельзя смеяться, говорить неуважительно, с издёвкой…» Здоровье нашего героя сильно пошатнулось: Фадеев подолгу лежал в больнице. Роман «Чёрная металлургия» так и не был закончен. К этому времени политическая ситуация в стране изменилась. Новая власть не приняла Фадеева, занимавшего достаточно высокие посты, а он бесстрашно критиковал многие нововведения.
Постепенно его стали снимать со всех руководящих должностей, что стало для деятельного писателя большим ударом. В последние месяцы А. Фадеев жил уединённо, занимался литературной работой: составлял сборник своих лучших критических статей «За тридцать лет».
13 мая 1956 г. на своей даче в Переделкино Александр Фадеев застрелился. Писатель был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Произведения этого видного писателя XX в. находят всё новых читателей. Возможно, и вы, друзья, познакомившись с творчеством А. Фадеева, поймёте, что оно до конца не исчерпано и призывает к новому осмыслению.
Иллюстрации О. Верейского к роману А.А. Фадеева «Разгром»
Издаваемые в данном комплекте рисунки О. Верейского на тему «Разгрома» являются лучшими иллюстрациями к произведению А. Фадеева. В них отражены наиболее важные в смысловом отношении узловые моменты романа. Для творческой манеры художника характерны точная передача сути драматической ситуации, внимание к психологической детали, четкость графического письма.
«Свезешь в отряд Шалдыбы,— сказал Левинсон, протягивая пакет»
Бренча по ступенькам набитой японской шашкой, Левинсон вышел во двор. С полей тянуло гречишным медом. В жаркой бело-розовой пене плавало над головой июльское солнце.
Ординарец Морозна, отгоняя плетью осатаневших цесарок, сушил на брезенте овес.
Свезешь в отряд Шалдыбы, — сказал Левинсон, протягивая пакет. На словах передай… впрочем, не надо—там все написано.
Морозна недовольно отвернул голову, заиграл плеткой — ехать не хотелось. Надоели скучные казенные разъезды, никому не нужные пакеты, а больше всего — нездешние глаза Левинсона; глубокие и большие, как озера, они вбирали Морозку вместе с сапогами и видели в нем многое такое, что, может быть, и самому Морозке неведомо.
Желая проверить свои предположения, Левинсон пошел на собрание заблаговременно потереться среди мужиков, нет ли каких слухов.Сход собирался в школе.
«Народу было еще немного: несколько человек, рано вернувшихся с поля, сумерничали на крыльце.»
«Она опустила передник и, запрокинув косы, пошла вперед по тропинке небрежной деланной походкой, удерживаясь, чтобы не оглянуться на Мечика. Она знала, что он смотрит вслед жалким, растерянным взглядом и никогда не поймет, даже потом, что она исполняет только скучную обязанность.
Она ждала, что вот-вот Морозна обнимет ее сзади, но он не приближался. Так шли они довольно долго, сохраняя расстояние и молча. Наконец она не выдержала и остановилась, взглянув на него с удивлением и ожиданием. Он подошел ближе, но так и не взял ее.
— Что-то финтишь ты, девка… — сказал вдруг хрипло и с расстановкой. — Влипла уже. что ли?
— А ты что — спрос? — Она подняла голову и посмотрела на него в упор — строптиво и смело…»
«Парни, побросав игру, обступили старика. Мечик остался в стороне, не зная — подойти или ждать, пока позовут.
— Кто это с тобой? — спросил наконец Левинсон.
— А парень один с госпиталя… ха-роший парень!..
— Раненый это, что Морозка привез, вставил кто-то, узнав Мечика. Тот, услышав, что говорят о нем, подошел ближе.
У маленького человечка, так плохо игравшего в городки, оказались большие и ловкие глаза,— они схватили Мечика и, вывернув его наизнанку, подержали так несколько мгновений, будто взвешивали все, что там оказалось.
— Вот пришел к вам в отряд,— начал Мечик, краснея за свои засученные рукава, которые забыл отвернуть. Раньше был у Шалдыбы… до ранения,— добавил для вескости.
— А у Шалдыбы с каких пор?
— С июня — так. с середины…
Левинсон снова окинул его пытливым, изучающим взглядом….»
— …Все равно,— сумрачно говорил Левинсон,— дольше держаться в этом районе немыслимо. Единственный путь — на север, в Тудо-Вакскую долину…— Он расстегнул сумку и вынул карту.— Вот… Здесь можно пройти хребтами, а спустимся по Хаунихедзе. Далеко, но что ж поделаешь…
Сташинский глядел не в карту, а куда-то в таежную глубь, точно взвешивал каждую, облитую человеческим потом версту. Вдруг он быстро замигал глазом и посмотрел на Левинсона.
— А Фролов?… ты опять забываешь…
— Да — Фролов…— Левинсон тяжело опустился на траву. Мечик прямо перед собой увидел его бледный профиль.
— Конечно, я могу остаться с ним…— глухо сказал Сташинский после некоторой паузы,— В сущности, это моя обязанность…
— Ерунда! — Левинсон махнул рукой.— Не позже как завтра к обеду сюда придут японцы по свежим следам… Или твоя обязанность быть убитым?
— А что же тогда делать?
— Не знаю…
И вдруг он действительно появился среди них, в самом центре людского месива, подняв в руке зажженный факел, освещавший его мертвенно-бледное бородатое лицо со стиснутыми зубами, с большими горящими круглыми глазами, которыми он быстро перебегал с одного лица на другое. И в наступившей тишине, в которую врывались только звуки смертельной игры, разыгравшейся там, на опушке леса,— его нервный, тонкий, резкий, охрипший голос прозвучал слышно для всех:
— Кто там расстраивает ряды?.. Назад!.. Только девчонкам можно впадать в панику… Молчать! — взвизгнул он вдруг, по-волчьи щелкнув зубами, выхватив маузер, и протестующие возгласы мгновенно застыли на губах. Слушать мою команду! Мы будем гатить болото другого выхода нет у нас… Борисов (это был новый командир 3-го взвода), оставь поводырей и иди на подмогу Бакланову! Скажи ему, чтобы держался до тех пор, пока не дам приказа отступать… Кубрак! Выделить трех человек дли связи с Баклановым… Слушайте все! Привяжите лошадей. Два отделения — за лозняком! Не жалеть шашек… Все остальные в распоряжение Кубрака. Слушать его беспрекословно. Кубрак, за мной!.. — Он повернулся к людям спиной и, согнувшись, пошел к трясине, держа над головой дымящее смолье.
Гордостью библиотеки является мемориальный уголок» А.А. Фадеева- писатель , боец, гражданин…», созданный в память о писателе, гражданине, человеке А. Фадееве, который неизменно привлекает внимание посетителей библиотеки, не позволяя угаснуть памяти о нем и его литературном наследии. В отчетном году музей, пополнился открытками с иллюстрациями к роману «Разгром» Александра Фадеева работы О. Верейского.
Здесь представлены произведения А.А. Фадеева , а так же литература о нем.
Ждем Вас в библиотеке!
Подготовила Биджамова И.В.