«Мошенники_на/связи»

ИНФОРМ-ДОСЬЕ

Добрый день, дорогие читатели!

В рамках социально-гуманитарного проекта «Дни правового просвещения в Ростовской области» сотрудница библиотеки имени А.А. Фадеева подготовила информ-досье «Мошенники на связи».

Эпидемия коронавируса внесла  свои коррективы в жизнь всех людей. Удаленное общение по телефону и через Интернет стало нормой для многих россиян. Пандемия и самоизоляция вынудили покупателей и продавцов уйти в онлайн, продажи и покупки стали проводиться в сети Интернет с использованием банковских карт продавца-покупателя. Злоумышленники подстроились под эти перемены. Как показывает  статистика,  в  2020 году сократилось число разбоев и краж, однако возросло количество киберпреступлений.

В 2021-м году  ситуация не изменилась. Сегодня злоумышленники используют различные способы хищения денежных средств со счетов  граждан, юридических лиц  и кредитных организаций. В большинстве случаев мошенничества  с банковскими картами  потерпевшие сами  передавали реквизиты своих карт злоумышленникам добровольно или верили уговорам и переводили деньги на другие счета.

Распространенные виды мошенничества 

Телефонное мошенничество: звонки от псевдосотрудников

         Одним из наиболее часто встречающихся способов мошенничества сегодня является телефонное, несмотря на постоянные предупреждения государственных органов о подобных случаях.

Давайте разберем несколько ситуаций. Знайте: это мошенническая схема и будьте бдительны и осторожны!

Ситуация 1: Приглашение на бесплатное медицинское обследование

… в ходе которого предлагают приобрести необходимый товар (БАДы, медицинское оборудование и т.д.)

Правила поведения

Не посещайте сомнительные медицинские центры и семинары, не соглашайтесь ни на какие процедуры, пока не посоветуетесь с врачом из вашей поликлиники. Не подписывайте никаких кредитных договоров.

Ситуация 2: Начисление несуществующей субсидии.

Звонящий представляется сотрудником пенсионного фонда и под предлогом перевода денежных средств просит назвать номер Вашей банковской карты и код из смс-сообщения, который придет на Ваш телефон. В итоге мошенники похищают средства с банковской карты.

Правила поведения

Никому ни при каких обстоятельствах не сообщайте данные своей банковской карты, особенно CV-код на обратной стороне карты (три цифры) и код, который приходит Вам в смс- сообщении.

Ситуация 3: Блокировка банковской карты или попытка перевода с Вашей карты.

Звонящий представляется сотрудником службы безопасности банка и сообщает не соответствующие действительности сведения (карта заблокирована, сомнительные операции) и для блокировки необходимо сообщить данные карты и код из смс-сообщения, которые приходят Вам на телефон. Также может убедить подойти к банкомату, вставить банковскую карту и подключить абонентский номер мошенников к услуге «Мобильный банк» Вашей карты. В результате мошенники получают доступ ко всем Вашим счетам.

Правила поведения

Сотрудники банка никогда не попросят Вас проследовать к ближайшему банкомату для разблокировки или блокировки карты. Не отвечайте на не знакомые номера. Свяжитесь с Вашим банком, сообщите о случившемся по номеру телефона указанному на банковской карте или отправьтесь в ближайшее отделение банка.

         Иногда злоумышленники используют так называемые многоходовки: сразу несколько мошенников от имени менеджеров банка сначала убеждают клиента приехать в отделение, а на полпути направляют инструкцию в мессенджере как перевести деньги на якобы безопасный счет. Человек следует всем инструкциям и добровольно направляет средства мошенникам.

Ситуация 5: С неизвестного номера звонит человек

и сообщает, что хочет арендовать у Вас жилье и желает внести задаток на счет Вашей банковской карты. Для этого просит сообщить данные карты и код из смс-сообщения, которые приходят Вам на телефон. Также может убедить подойти к банкомату, вставить банковскую карту и подключить абонентский номер мошенников к услуге «Мобильный банк» Вашей карты. В результате мошенники получают доступ ко всем Вашим счетам.

Правила поведения

Не отвечайте на не знакомые номера. Свяжитесь с Вашим банком, сообщите о случившемся по номеру телефона указанному на банковской карте или отправьтесь в ближайшее отделение банка. Настаивайте на личной встрече с предполагаемым покупателем.

         Также преступники  могут представляться  сотрудниками правоохранительных органов и убеждают  гражданина, что якобы против него возбуждено уголовное дело по заявлению ЦБ о мошеннических транзакциях.

Интернет-мошенничество: создание лжесайтов 

В социальных сетях постоянно появляются клоны страниц интернет-магазинов и официальных организаций. Несмотря на постоянные предупреждения продавцов  о мошенничестве и различных «клонах», доверчивые люди постоянно переводят немалые суммы на счета мошенников.

Ситуация: Продажа товаров на интернет-сайтах в соцсетях.

Вы заказываете какой-либо товар (обычно – недешевый) через интернет-магазин или социальные сети. С личной страницы продавца приходит сообщение о предоплате на такой-то номер карты. Обычно вам предлагают указать и свои контактные данные для связи и отправке товара. 

Правила поведения

Если продажа/покупка происходит в интернет-сообществе, напишите в сообщения сообщества и уточните, отправлялись ли вам счета на оплату, если да – то кем из менеджеров. В сообществе в большинстве случаев есть ссылки на сотрудников, перейдите в переписку через ссылку в сообществе и уточните информацию у менеджера – высылались ли вам  счета на оплату. При победе в аукционе (часто проводятся в соцсетях) всегда переходите в личные сообщения, не пишите комментарии под ним – неизвестно, кто вам на них ответит. Фейковые страницы могут создаваться довольно быстро и так же удаляться из соц сетей. Будьте осторожны!

Скриншот из социальной сети ВКОНТАКТЕ

Махинации и с банкоматами

Установка на банкоматы скрытых устройств, позволяющих считывать информацию с платежных карт в процессе транзакции.

Для того, чтобы не потерять свои денежные средства, перед снятием денег в банкомате следует его осмотреть. На картоприемнике не должно быть посторонних предметов, клавиатура не должна шататься. Набирая ПИН-код, нужно прикрывать клавиатуру рукой. Старайтесь никогда не терять из виду вашу карту.

Вывод:

Во всех случаях цель у злоумышленников одна — любыми способами завладеть персональными данными клиента и воспользоваться ими для списания средств с банковских карт. Либо психологически воздействовать на человека так, чтобы он сам перевел средства мошенникам.

Что делать, если столкнулись с кибермошенничеством

          Нужно запомнить главное правило: никогда и никому нельзя сообщать личные данные, реквизиты карты и секретную информацию — CVC/CVV (трехзначный код на обратной стороне карты), коды из СМС и ПИН-коды. Спрашивать по телефону персональную информацию о вашей карте сотрудники банка не имеют права ни при каких условиях.

         Если дело касается телефонного мошенничества, специалисты Банка России рекомендуют не перезванивать и не отправлять СМС на незнакомые номера, не переходить по ссылкам из подозрительных сообщений. Позвонить можно только на официальный номер банка, указанный на обороте карты или на официальном сайте банка, набрав его вручную.

         Если у работников банка возникнет подозрение, что действует злоумышленник, они приостановят подозрительную операцию на срок до двух суток. За это время вы можете либо подтвердить действие, либо отменить его. Но принять решение нужно в течение 48 часов, иначе банк автоматически снимет блокировку, и операция будет совершена. Если дело касается акций, предложений, информации о разного рода выплатах в интернете, не стоит переходить по ссылкам из писем незнакомых отправителей.

         Для оплаты покупок в Сети желательно использовать отдельную банковскую карту. Вносить на нее нужно лишь ту сумму, которую планируется потратить. Можно также установить лимит по количеству операций в сутки. В случае потери банковской карты лучше сразу ее заблокировать, воспользовавшись приложением соответствующего банка или позвонив по телефону горячей линии.

Также не стоит выкладывать снимки банковских карт в соцсетях и отправлять их в мессенджерах. Дело в том, что это позволяет мошенникам завладеть частью данных, которые попали в Сеть, а после с помощью методов социальной инженерии — найти недостающие и списать средства с карт. 

Мошенники рассчитывают на эффект неожиданности и страх перед людьми в погонах, на то, что в этом состоянии человек не сориентируется и выдаст персональную информацию. К тому же сотрудник полиции не будет звонить человеку, его вызовут повесткой.

Методы борьбы с кибермошенничеством

         Банк России ежегодно он выявляет и отправляет на блокировку десятки тысяч телефонных номеров, с которых мошенники обзванивают клиентов банков.

         При участии Центробанка на портале «Госуслуги» работает раздел «Жизненные ситуации: финансовое мошенничество». Сервис доступен всем, он позволяет узнать о правилах финансовой онлайн-безопасности; получить практические советы, как противостоять телефонным и кибермошенникам; описывает механизм действия в интернете финансовых пирамид и мошеннических схем на рынке инвестиций.

Скриншот портала ГОСУСЛУГИ

Запомните: осторожность никогда не бывает лишней.

Благодарим вас за внимание, до новых встреч и интересных мероприятий!

Подготовила Щербакова Екатерина, библиотекарь 1 категории