Час Мужества (12+)
Леонид Филатов «9 мая»
Все не верится, черт возьми,
В то, что мы с тобой уцелели
Как шатает нас от весны,
Как мы страшно переболели
Видно в этой войне, мой друг,
Мы утратили слух и зренье,
И как новый и злой недуг
Нас пугает выздоровленье
Как обугленные глядим
На кипящие цветом ветки
После стольких военных лет
Этот май опаляет веки
Как больные — здоровяку,
Как застенчивые – нахалу,
Так завидуем мы цветку,
Что расцвел у ворот, нахал…
Мы стоим посреди весны,
За которую умирали
Уважаемы и скучны
Как живые мемориалы.
Поотвыкли от нас, видать,
Птицы, женщины и деревья,
Надо заново начинать
Завоевывать их доверье.
Добрый день, дорогие читатели!
Мы отпраздновали очередную годовщину Великой победы, вспомнили павших героев и тех, кто вынес на своих плечах все тяготы войны. Но с приходом победы трудности для нашей родины не закончились. Тяжелые послевоенные годы еще не раз проверили советских граждан на прочность. Сегодня на нашем онлайн мероприятии мы поговорим о послевоенной деятельности и людях, которые поднимали страну из руин.
Мир разделился на два блока, один из которых возглавил СССР. В общественной жизни царил эмоциональный подъем, связанный с победой в войне. В то же время продолжала укрепляться тоталитарная система.
Главной задачей послевоенного периода стало восстановление разрушенной экономики. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял план реконструкции и восстановления народного хозяйства.
Началась демилитаризация экономики и модернизация военно-промышленного комплекса. Приоритетной областью была объявлена тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс.
С окончанием Великой Отечественной войны советскому народу предстояло проделать огромную работу по восстановлению экономики, поднять материальный уровень жизни людей, приступить к мирному созидательному труду.
После Великой Отечественной войны страна находилась в состоянии ужасающей разрухи. В огненном вихре противостояния были разрушены и уничтожены 1710 городов, 70 тысяч сел и деревень, 32 тысяч предприятий промышленности, 65 тысяч км железных дорог, 98 тысяч колхозов и 2890 машинно-тракторных станций (МТС). Тем не менее, руководство наметило план четвертой (1946-1950 года) пятилетки, который ставил перед страной, казалось бы, немыслимые задачи.
Планировалось не только восстановить, но и превзойти довоенный уровень – как в промышленности (46 %), так и в сельском хозяйстве. На Западе этот план считали нереальным, но он был не только выполнен, но и перевыполнен. Более того, сразу же были намечены новые, головокружительные рубежи – в 1951 году, шестьдесят лет назад, началась новая, пятая пятилетка.
И речь шла не только о промышленности, о механизмах и товарах. Улучшалась и жизнь людей, причем, на самом важном, «человекосберегающем» направлении. Так, в 1940-1950 годах детская смертность снизилась более чем в 2 раза (180 на 1000 — против 81 на 1000) . За тот же самый период количество врачей выросло в 1,5 раз.
Перестройка экономики в период мирного развития осуществлялась в сложных условиях:
- война принесла многочисленные людские жертвы: около 27 млн человек погибли в боях за Родину и в фашистском плену, умерли от голода и болезней; миллионы стали инвалидами;
- военные действия на территории страны нанесли огромный ущерб народному хозяйству: страна потеряла около 30% национального богатства, разрушено огромное количество промышленных предприятий, большой ущерб причинен топливно-энергетической базе страны и транспортной сети, разрушен жилой фонд в западной части РСФСР, по технической вооруженности сельское хозяйство отброшено на уровень первой половины 30-х гг.;
- страна понесла огромные культурные потери.
С 1945 г. было установлено обязательное семилетнее обучение. Оно преобладало в деревнях, жители которых не имели возможности продолжить свое образование из-за отсутствия паспортов и права покидать свои колхозы.
Значительное увеличение производства в 1950-е гг. привело к ощутимой нехватке рабочей силы. Это отразилось на общей системе школьного образования:
1) в стране было введено обязательное восьмилетнее образование;
2) срок обучения в полной средней школе увеличился до одиннадцати лет;
3) была введена обязательная производственная подготовка;
4) существенно усилилась профориентационная работа, часто сводившаяся к агитации выпускников продолжить профессиональное обучение по одной из дефицитных рабочих специальностей;
5) был учрежден новый тип учебных заведений – профессионально-технические училища. Здесь параллельно с профессиональным образованием давались общеобразовательные знания, хотя не такие основательные, как в школе. Еще одной особенностью являлось и то, что в ПТУ могли поступать и взрослые. Поэтому люди, не имевшие возможность обучаться в тяжелые военные годы, смогли получать среднее образование;
6) возврат к десятилетке после пяти лет существования системы одиннадцатилетнего образования, не обнаружившего явных преимуществ;
7) во все учебные дисциплины стали вводиться новые научные знания, знания о достижениях науки в производстве. Этот период даже получил особое название – «эпоха НТР» (научно-технической революции).
В эти годы проводилась масса всесоюзных, республиканских и прочих выставок, приуроченных, как правило, к определенным датам. Важным событием стало учреждение Академии художеств СССР в 1947 г. Создавалось огромное количество работ, в большинстве своем продолжавших довоенные традиции социалистического реализма в живописи. Главные герои полотен – рабочие и колхозники (у доменной печи, у штурвала комбайна), партийные вожди, герои революции («Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола» Б. Иогансона, «Зимний взят» Вл. Серова).
В военные и послевоенные годы возникли такие выдающиеся произведения станкового искусства, как «Мать партизана» С. Герасимова, «Фашист пролетел» А. Пластова, триптих «Александр Невский» П. Корина, «Оборона Севастополя» А. Дейнеки, Воин-освободитель» Е. Вучетича, «Конец» Кукрыниксов, литографии А. Пахомова, посвященные героическим защитника Ленинграда, картины В. Серова, И. Серебряного, Ю. Непринцева, А. Лактионова, А. Мыльникова, скульптурные портреты героев войны работы В. Мухиной, Е. Вучетича. Н.
В тоже время, из общего «хора» выбивались художники, затрагивающие тему Великой Отечественной войны. Здесь широко использовались традиции русского искусства, передвижников. Это картины Ю. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин»), В. Костецкого «Возвращение». Левитановское начало чувствуется в послевоенных полотнах пейзажистов (Н. Ромадин «Времена года», «Северная серия»). Прекрасные портреты создали П. Корин, М. Сарьян, И. Грабарь.
Основные достижения в послевоенной литературе были связаны с разработкой темы Великой Отечественной войны. Наряду с признанными литераторами М. Шолоховым, К. Паустовским, М. Пришвиным и др. появляются новые писатели Э. Казакевич, Б. Полевой, Дудин, В. Панова и др.
Б. Полевому Принадлежит замечательное произведение «Повесть О настоящем человеке», очень популярное не только в СССР но и за границей. По мотивам Повести, был поставлен фильм, ‘который стал одним из самых любимых у советских зрителей. А. Фадеев написал роман «Молодая гвардия, в Котором показал мужественную борьбу советских людей против фашистов. Почти сразу после воины, в 1946 Г., известный поэт А. Твардовский создал стихотворение «Я убит ПОДО Ржевом», ставшее одной из вершин всей послевоенной поэзии. О событиях войны. Пишут Э. Казакевич («Звезда», «Весна на Одере»), Л. Соболев («Зеленый луч»), О. Гончар («Знаменосцы»), П.Вершигора («Люди с чистой совестью») Б. Лавренев («За тех, кто в море») и др.
Сегодня мы с вами вспомнили о достижениях СССР в послевоенные годы. Узнать больше об этом периоде вы сможете прочитав книги из наших библиотечных фондов.
В библиотечном пространстве представлена выставка «Слава тебе солдат!»
Спасибо за внимание!