«К Пушкину сквозь время и пространство»

Арт — портрет

Добрый день, дорогие читатели!

Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день, известный также как День русского языка.
Литературное творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина бесценно. Его произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков мира.

Пушкинский праздник поэзии проходит и в настоящее время и имеет статус Всероссийского. Государственный статус день рождения поэта получил в 1997 году согласно Указу президента РФ № 506 «О 200-летии со дня рождения А.С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России».
В сам праздник, как и в прежние времена, в Пушкинских Горах и музее-заповеднике «Михайловское» (Псковская область РФ) собираются тысячи людей, чтобы послушать поэтические произведения в исполнении молодых или уже состоявшихся поэтов. В празднике, как правило, принимают участие известные музыканты и актеры.

Творчество Пушкина остается современным и по сей день, переосмысляется современными поэтами, писателями и художниками. О некоторых из них мы и поговорим на нашем мероприятии.

Трудно назвать имя большого художника России XIX — XXI веков, который в своем творчестве не обращался бы к образу Пушкина. Свой вклад в иконографию поэта внесли О. А. Кипренский и В. А. Тропинин, И. К. Айвазовский и Н. Н. Ге, И. Е. Репин и В. А. Серов, М. М. Антокольский и П. П. Трубецкой, В. А. Фаворский и А. И. Кравченко, К. С. Петров-Водкин и А. А. Пластов, М. К. Аникушин, Е. Ф. Белашова, К. Ф. Юон, В. Н. Горяев, В. И. Шухаев, Н. П. Ульянов, В. Е. Попков, П. П. Оссовский, И. П. Обросов и многие другие.

В собрании Государственного музея А. С. Пушкина насчитывается около четырех тысяч произведений живописи, графики и скульптуры. Ядро коллекции составляют прижизненные портреты Пушкина. Одним из наиболее ценных экспонатов является копия портрета Пушкина с оригинала О. А. Кипренского, выполненная неизвестным русским мастером в середине XIX века по заказу близкого друга Пушкина князя П. А. Вяземского. Этот уникальный мемориальный предмет получил название «Остафьевская копия», так как происходит из Остафьево — подмосковной усадьбы Вяземского.

Знаменитая Остафьевская копия. Портрет неизвестного художника с оригинала О. А. Кипренского, сделанного по заказу П. А. Вяземского. 1840-е

Среди изображений Пушкина последних лет его жизни большой интерес представляет гравюра Томаса Райта. Существует предположение, что портрет был заказан английскому художнику самим Пушкиным для готовившегося собрания сочинений. Гравюра была выполнена вскоре после смерти поэта, в марте 1837 года. «Обратите внимание, — писал о ней Репин, — что в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя. Виден государственный ум».

А. С. Пушкин. Гравюра Томаса Райта. 1837

Каким видят Поэта люди XXI тысячелетия? Кто он для них? Классик отечественной литературы, символ национальной культуры или герой анекдотов и мифов, памятник, торговый бренд или название ресторана?

рудно назвать имя большого художника России XIX – ХХ веков, который в своем творчестве не обращался бы к Пушкину. Принимая эстафету, художники XXI века также стремятся запечатлеть пушкинский облик. На выставке экспонируются пушкинианы Л. Нецветаева, Г. Травникова и других, а также скульптурные портреты Пушкина работы А. Бурганова, А. Козинина, Ю. Орехова, З. Церетели.

пушкин скульптура пушкиниана лариса чуркина разговор с онегиным
Лариса Чуркина. Разговор с Онегиным. 2017 год

пушкиниана александр бурганов
Александр Бурганов. Пушкин играет на саксофоне. 2000 год
пушкин болдинская осень пушкиниана шумский куклис
Владимир Шумский, Лидия Куклис. А.Пушкин. Болдинская осень. 2010 год

«При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. Он есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».

— Николай Гоголь, «Несколько о Пушкине», 1835

«Евгений Онегин» – особенная постановка для Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. С этой оперы театр начинался. Колонны «онегинского портика» изображены на эмблеме театра. Эти колонны художник-постановщик Давид Боровский впервые использовал в сценографии спектакля, графически четко выверенной. Строго белые или черные в начале оперы, постепенно они становятся «смешанными».

«Борис Годунов» на сцене московского театра «Et Cetera» – это новое обращение известного западноевропейского режиссера к великому тексту русской литературы, к пушкинскому шедевру – трагедии «Борис Годунов».

Постановку осуществил выдающийся немецкий режиссер Петер Штайн. Его имя в России хорошо известно, в свое время гастроли созданного им театра «Шаубюне» имели огромный успех.

«Пиковая дама» – первая классическая опера в иммерсивном формате. В новой постановке новаторство заключено как в содержании, так и в форме постановки.

Бессмертная музыка здесь искусно переплетена с яркими декорациями, новыми технологиями и драматической игрой актеров Мастерской Дмитрия Брусникина и современной хореографией Олега Глушкова. В одном из составов роль Германна исполняет Петр Налич.

Идея создания музыкального спектакля по повести А.С. Пушкина родилась у Марка Розовского в середине 80-х годов прошлого века, когда он работал над постановкой мюзикла «Бедная Лиза». Однако осуществить свой замысел режиссер смог только через три десятилетия.

Соавтором музыкального спектакля стал давний единомышленник М. Розовского, один из главных мелодистов советского и российского кинематографа Максим Дунаевский. Их творческий союз родился еще во времена легендарной театральной студии МГУ «Наш дом».

Мы рассмотрели лишь некоторые «прочтения» наследия Александра Пушкина. Дальнейшее переосмысление в реалиях современного искусства — путь долгий и творческий!

Успехов!

Подготовила Барыбина И. Г.