«Были и легенды Соловецкого монастыря»

Час информации   (18+).

Доброго времени суток дорогие читатели!

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие во времени и пространстве. Сотрудники библиотеки имени А. А. Фадеева подготовили для вас час информации  «Были и легенды Соловецкого монастыря»(18+).

Соловки – это архипелаг, состоящий из шести островов, общей площадью до 350  километров. Они находятся на севере России – в Белом море. Климатические условия там сложные. Лето короткое, тучи комаров грызут человека до крови. Зимы длинные – морозы за тридцать градусов.

Монахам Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря было очень непросто  молиться и трудиться в условиях русского Севера на благо родной обители и во спасение собственной души

Ой пески вы соловецкие, серебряные,
Вы, барашки, кудри-волны — с чудо-гребнями,

Позлащенные осенним солнцем севера,
Вы к обители плывите дружно, к берегу.

В ночь дозорами обхОдите все камни вы,
Волны — стойкие монахи в чёрных мантиях…

В белых кУдрях шёлковых до пояса,
Вы ступаете от Северного полюса…

Встали в рост монахи — волны острые.
Крестным ходом — пОсолонь — вкруг острова!

 Татьяна КОЖУРИНА, Волны-иноки

Основанный в 1436 году на далеких «краесветных» островах Белого моря, Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В монастырских святцах более 50 имен подвижников благочестия, совершавших свой духовный подвиг на Соловках. Глубоко почитаемы имена основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа.

В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга.

Вижу берег моря бледного.
Рыба в тишине плеснёт…
Небо матовое, бледное,
Плеск волны — о камни бьёт…
Камни серебристо-серые…
Белые кругом пески…
Раковин горбы замшелые,
Звёзд подводных огоньки…
В тишине, в сиянье северном
Вижу двух монахов я —
Брат Савватий с братом Германом,
К Соловкам идёт ладья.
Впереди — пути опасные…
Предстоит немалый путь —
В небольшом морском карбасике
Через море дотянуть…

Татьяна Кожурина, На белом море

С Соловецким монастырем связано основание, возобновление и существование семи северных монастырей, в его ведении находились до 30 приходских церквей. В 1765 году монастырь стал ставропигиальным, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшего Синода.

Монастырь был не только духовным, но и крупнейшим культурным центром. Он обладал одной из лучших в те времена библиотек, где хранились, переписывались и создавались новые произведения. Книжный знак соловецкой библиотеки считается первым экслибрисом в России.

Монастырская ризница была хранилищем богатейшего собрания древних икон, облачений, богослужебных сосудов, предметов древнерусского искусства. Тысячи ценнейших икон находились в храмах монастыря.

Бесценны для науки документы монастырского архива. В оружейной палате монастыря хранилось интереснейшее собрание древнего оружия. Постройки монастыря вошли в сокровищницу мировой архитектуры и представляют собой чудеса строительного дела.


Соловецкие острова – земля необыкновенная. Небольшие по размеру, расположенные недалеко от Полярного круга, среди северного моря, они вбирают в себя всю историю России. Современникам нелегко постичь смысл культурных прошлых эпох, но сегодня важно восприятие особой нравственной атмосферы, присущей соловецким памятникам. Немало художников работало на Соловках: А.А. Борисов, М.В. Нестеров, Коробов А. А.

Соловецкие лагерь и тюрьма 1923-1939 гг

Совесть каждого отдельного человека формируется его личной памятью, которая тесно переплетена с исторической памятью народа. Поэтому очень важно помнить свое прошлое и извлекать из него полезные для каждого из нас уроки. Особенно необходимо помнить тяжелое, жестокое, полное ошибок прошлое, так как воспоминания о нем будят совесть, не позволяют <…> повторить совершенные ошибки.

Архимандрит Порфирий Шутов

  1. Национализация Соловецкого монастыря

До весны 1920-го года Соловецкий монастырь жил своей привычной устоявшейся жизнью. К марту 1920 года в Архангельской губернии установилась Советская власть. В начале 1920-х гг. на островах работали многочисленные комиссии по изъятию монастырских ценностей.

 «Но когда власть перешла в руки трудящихся, — что ж стало делать с  этими злостными     тунеядцами     монахами?     Послали     туда      комиссаров, социально-проверенных руководителей, монастырь объявили  совхозом  и  велели монахам меньше молиться, а больше трудиться на пользу  рабочих  и  крестьян. Монахи трудились, и та поразительная по вкусу селёдка,  которую  они  ловили благодаря особому знанию мест и времени, где забрасывать сети, отсылалась  в Москву на кремлёвский стол.

   Однако обилие ценностей, сосредоточенных в монастыре, особенно в ризнице, смущало кого-то из прибывших  руководителей  и  направителей:  вместо  того, чтобы перейти в трудовые ([их]) руки, ценности  лежали  мёртвым  религиозным грузом. И тогда в некотором противоречии с уголовным кодексом, но  в  верном соответствии с общим духом экспроприации  нетрудового  имущества,  монастырь был подожжен (25 мая 1923 года) — повреждены были постройки, исчезло  много ценностей из ризницы, а главное — сгорели все книги учёта,  и  нельзя  было определить, как много и чего именно пропало.» А.С. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»; Часть III Истребительно-трудовые;

глава 2. Архипелаг возникает из моря

Как и повсюду по стране, на Соловках, вскрывались и осквернялись мощи святых. Летом 1925 г. на Анзере из-под спуда были извлечены мощи преп. Елиазара, Германа и Иринарха. На главном острове,  в монастыре – мощи преп. Зосимы и Савватия.

  • Открытие Соловецкого лагеря особого назначения

2 ноября 1923 года Совет Народных Комиссаров принял постановление об организации Соловецкого лагеря принудительных работ особого назначения.

По мнению организаторов, Соловецкие острова были наиболее удачным местом на севере России для лагеря с большим количеством заключенных. Островное положение позволяло надежно изолировать лагерное население от внешнего мира с наименьшими затратами на охрану.

 «Мысль тюремная. Как же это славно — на отдельном острове да стоят добрые каменные стены! Есть куда посадить  важных  преступников  и  охрану  с  кого спросить есть. Душу спасать мы им не мешаем, а узников нам постереги. *(4)   И думал ли о том Савватий, высаживаясь на святом острове?..»

А.С. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ» ; Часть III Истребительно-трудовые; глава 2. Архипелаг возникает из моря

  • Периоды лагерной истории

Условно в истории Соловецкого лагеря можно выделить 3 периода.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД – 1923-1929гг – становление лагерной жизни. Характеризуется активной научной, культурной и духовной жизнью. В это время еще действовала Онуфриевская церковь, где разрешалось совершать богослужения бывшим соловецким монахам и заключенным священникам. В эти годы на Соловках закладывалась и отрабатывалась система лагерной жизни, позже перенесенная в другие лагеря по всей стране.

ВТОРОЙ ПЕРИОД – 1930-1937гг. научная и культурная жизнь лагеря замирает. Прекращается выпуск газеты и журнала, к 1932 г. ликвидировано Общество краеведенья. Заключенных с Соловков вывозят огромными партиями на строительство Беломорско-Балтийского канала, а так же на Урал, в Сибирь, на Кольский полуостров – туда, где требовалась рабочая сила для строительства.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД – 1937-1939гг.  Соловецкий лагерь реорганизован в Соловецкую тюрьму ГУГБ. В ней содержались социально-опасные преступники. Тюрьма состояла из 5 отделений:

  • Центрального (в Кремле)
  • Муксалмы
  • Савватиево
  • Анзера
  • и пересыльного отделения Кеми.

На 1 октября 1939г. в Соловецкой тюрьме содержалось 2 077 человек.

            Тюрьма на Соловках была закрыта Приказом наркома Внутренних дел СССР Берии от 2 ноября 1939г.

  • Штрафной изолятор на Секирной горе

На Секирной горе в бывшем Свято-Вознесенском монастырском скиту был устроен штрафной изолятор. «На Секирку» ссылали мужчин за нарушение лагерного режима, отказ от работ, побеги и воровство. Штрафников размещали в церкви.

Условия содержания в изоляторе были поистине нечеловеческими.



На Секирной горе приводились в исполнение расстрельные приговоры. На склоне горы были обнаружены несколько захоронений. В 2006 г. Кладбище было огорожено, к нему устроена тропа, на могилах установлены кресты с табличками, где указано число погребенных в могиле. На многих черепах отверстия пулевых ранений.

  • Анзерское отделение

На Анзере содержались те, кто по разным причинам не мог работать: инвалиды, тяжелобольные, женщины, родившие в лагере.

В Троицком скиту была кустарная мастерская, где работали женщины, велся рыболовный и звериный промысел. На Голгофе находился лазарет. Здесь находились в заключении православные и католические священники.

Теперь немного о ГОЛГОФЕ. Гора Голгофа на Анзере находится на одной и той же параллели, что и иерусалимская Голгофа, только севернее. И с давних времен было о ней произнесено пророчество, которого тогда не поняли. Гора Голгофа расположена в центральной части острова Анзер. История этого места весьма необычна и достойна особого внимания.

Основатель Голгофо-Распятского скита преподобный Иов (в миру — приходской священник Иоанн Иванов) прежде был духовником семьи царя Петра I, служил в Кремле, в маленькой церкви Воздвижения Креста Господня над Верхоспасским собором.

В 1701 году Петр I приказал сослать священника Иоанна в Соловки, подозревая его в сочувствии к Гришке Талицкому, называвшему царя антихристом. Виновен же подвижник был лишь в том, что нерушимо соблюдал тайну исповеди. Иван Иванов, в одночасье лишенный всего (вероятно, и семьи своей), безропотно покорился воле государя и был пострижен Соловецким архимандритом Фирсом в монахи под именем Иов.

 Вскоре, ища пустынного безмолвия, иеромонах Иов перешел в Свято-Троицкий скит на острове Анзер, где стал духовным наставником братии и строителем пустыни. В 1710 году старец Иов за строгую подвижническую жизнь был удостоен пострижения в схиму с именем Иисуса, в память Иисуса Навина.

18 июня 1712 года иеросхимонах Иисус навестил отшельника иеродиакона Паисия, избушка которого находилась у высокой горы в центре Анзера. Здесь явилась преподобному Царица Небесная и сказала, что гора эта отныне должна называться Голгофой, на ней будет основан скит и воздвигнута великая каменная церковь в честь Распятия Господня. 

В этом чуде скрывается нечто символичное, волнующее и непостижимое для нашего разумения: подвижнику, именовавшемуся Иисусом, явилась Матерь Божия и повелела подняться на новую Голгофу в память Господа Иисуса Христа.

ПРОРОЧЕСТВО БОГОРОДИЦЫ О ГОЛГОФЕ:

«И вот в это утро не успели они подняться до вершины, им предстало чудесное видение: навстречу им легко и плавно, не касаясь земли, спускалась Божия Матерь, сопутствуемая преподобным Елиазаром. Оба инока упали ниц, а Божия Матерь, приблизившись, сказала:

Гору сию нареките Голгофой, потому что со временем ей надлежит стать неисчислимым кладбищем. На вершине ее постройте храм в честь Страстей Господних. Я же вовеки пребуду на месте сем.

Монахи поняли слова Божией Матери как повеление сделать на горе монастырское кладбище и в течение двух столетий хоронили братию по склону горы.

И только теперь. Когда Соловки стали лагерем, а Голгофский скит больницей, знавшие предание о голгофском чуде усмотрели в словах Божией Матери пророчество: по распоряжению лагерного начальства могилы монахов были сровняны с землей, а весь склон изрезан траншеями, в которых нашли себе братские могилы умиравшие на Анзере заключенные соловчане. Смертность в лагере была высокая, и вскоре вся гора от вершины до основания оказалась в захоронениях. Кладбище действительно оказалось «неисчислимым», а гора – подлинной Голгофой».

Мироносицы в эпоху ГУЛАГА, Ольга Второва-Яфа «Авгуровы острова», тетрадь вторая «Мать Вероника»

«В июне 1999 года на склоне горы Голгофы были открыты массовые захоронения узников Соловецкого лагеря и обретены мощи архиепископа Петра (Зверева). В августе 2000 года состоялось его прославление в лике священномученика Собора новомучеников и исповедников Российских XX века.

В 1999 году, по представлению наместника Соловецкого монастыря архимандрита Иосифа, Святейший Патриарх Алексий II благословил возобновление в Голгофо-Распятском скиту иноческого жития.

«Сбылись чаяния исповедника веры святого Патриарха Тихона — на крови мучеников ныне возрождается Русская Православная Церковь»».

Столяров В.П. Образы Святой Земли на Соловецких островах

Расстрел 1923 года

Один из первых массовых расстрелов заключенных произошел 19 декабря 1923 г. Произошел конфликт между политическими заключенными и начальством лагеря, продолжавшийся несколько дней. Развязка произошла 19 декабря. Около сотни заключенных гуляли по территории Савватиевского скита. В 18 часов охрана потребовала прекратить прогулку и зайти в помещение. Однако заключенные не послушались. Последовали второе и третье предупреждение, а за ними – оглушительный залп, а затем одиночные выстрелы.

 «Был драматический момент, когда один из часовых, направив винтовку в грудь зашедшего дальше всех заключенного Рюмина , узнал в нем своего земляка.

— Уходи, дрожа всем телом, не своим голосом закричал часовой, продолжая держать винтовку наизготовку.

— Стреляй, — ответил ему товарищ Рюмин. Винтовка ходуном заходила в руках часового. Борьба человеческого со звериным в красноармейце длилась мгновение. С болезненно искаженным лицом он поднял винтовку вверх и подряд два раза выстрелил в воздух».

Их публикации «Соловецкая трагедия», подписанной псевдонимом эссер.

  •  Расстрел 1929 года

Осенью 1929 г. Был раскрыт «Кремлевский заговор». По официальным документам по делу прошло более 80-ти человек. Обвинительный приговор вынесен 51. 36 из них приговорили к расстрелу. Расстрельный приговор был приведен в исполнение 29 октября 1929 г. неподалеку от монастыря.

  • Расстрел в урочище Сандормох 1937 г.

1937 г. вошел в историю страны как «год большого террора».  Для Соловецкой тюрьмы был утвержден план по репрессированию 1 200 человек.  К расстрелу были приговорены после изучения дел 1 116 человек.

На Соловках не было опыта таких массовых расстрелов, их решили произвести на материке, неподалеку от Медвежьей Горы. В урочище Сандормох, в 16 км от Медвежьей Горы, готовились огромные расстрельные ямы, апрямо в них производились расстрелы. В Сандормохе с 27 октября по 4 ноября было уничтожено 1 111 соловецких заключенных.

До конца февраля 1938 года было расстреляно еще 707 соловчан как на острове, так и за его пределами.

  • Храним вечную память: Соловецкие новомученики

Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 25 марта 2000 года было установлено 10 августа по старому стилю (23 августа н. ст.) праздновать день памяти Собора новомучеников и исповедников Соловецких.

Всего в этом Соборе семьдесят имен известных нам святых. Среди них – 16 человек, родившихся или служивших в Украине. Вообще известно, что на Соловках отбывали наказание около 80 архиереев и около четырехсот священнослужителей.

  • Храним вечную память: серия книг «Воспоминания Соловецких узников»

Будучи не только политическим, но и духовным средоточием Отечества, Соловки испокон веков отражали и явления Горнего мира, были прообразом Царствия Небесного на земле святых, идущих по пути добровольного уподобления Христу.

В годы СЛОНа рай в глазах многих современников превратился в ад:

«на месте, где пятьсот лет чувствовалось дыхание Всевышнего, теперь лилась кровь невинных, и дьявол, ликуя, плясал свою пляску смерти… Слово “Соловки” из символа светильника веры и подвижничества стало “Самым Страшным Словом России” – С.С.С.Р.», – писал об этой, сравнительно недавней, эпохе заключенный СЛОНа Борис Солоневич.

Изданием книги «ВОСПОМИНАНИЯ СОЛОВЕЦКИХ УЗНИКОВ»,ТОМ I,1923–1927 Соловецкий монастырь открывает серию «Воспоминания соловецких узников 1923–1939 гг.». В рамках этого проекта были опубликованы все доступные мемуары, посвященные описанию соловецкой каторги ХХ в.

            Важной причиной издания соловецких воспоминаний является обращение к нашей памяти. Воспоминания не дают «забывать о тех чудовищных преступлениях, которые совершались по отношению к русскому народу и к людям других национальностей». Публикация этих свидетельств внушает надежду на то, что «описание фактов из социалистического опыта будет назидательно для потомства».

Книга представляет собой антологию отдельных произведений, а также фрагментов рукописей и публикаций, среди которых наряду с хорошо известными воспоминаниями о Соловках 1920–1930-х гг. встречаются и ранее не издававшиеся в России мемуары.

Стремясь к тому, чтобы перед читателем не только прошли судьбы отдельных людей, но и предстала общая картина Соловецкой каторги, составители сборника учитывали момент прибытия и продолжительность пребывания узников в лагере.

Возрождение обители

Став трагическим символом эпохи, Соловки таинственным образом были связаны со всеми важными событиями страны. Древнерусская архитектура Соловков предстает как живое олицетворение народного терпения, стойкости, мужества, связавших неразрывными узами величие монашеского подвижничества и страшную участь узников лагеря. Соловецкая культура проникнута общей высокой целью, которая веками воспитывалась в народе и свидетельствует о трудолюбии людей и верности христианству.

Предлагаем посмотреть виртуальную выставку «Соловки Гологофа и воскресение»

Благодарим за внимание!

Подготовила Щербакова Е.Е