Литературный час
Здравствуйте читатели и гости нашего блога!
Сегодня мы празднуем замечательный, важный и очень душевний для каждого из нас праздник — День учителя!
Плавно листья рыжие летают,
В голубых квадратах школьных рам.
День учителя сегодня отмечают
— Некогда стареть учителям!
Этот праздник в осеннем сиянии,
По коврам расписным входит к нам.
Тяжек путь, сложен путь в Царство Знаний,
Некогда стареть учителям!
Всех тех попробуйте, сочтите, кто в нас оставил добрый след,
— У каждого был свой Учитель, тот, кем взлелеян и согрет.
Учителя были в жизни каждого человека. Строгие и справедливые, добрые и внимательные, они всегда были готовы помочь нам, детям, увидеть светлую дорогу на пути к знаниям, проявляли чуткость к юным душам, воспитывали в нас лучшие качества.
В литературе и кинематографе существует множество образов Учителя с большой буквы, учителя на которого стоит равняться всем, кто связал жизнь с этой профессией, а лучше сказать призванием.
«Доживем до понедельника»
«Доживём до понеде́льника» — советский художественный фильм, снятый осенью 1967 — весной 1968 года режиссёром Станиславом Ростоцким. Один из наиболее известных советских фильмов о школе и учителях.
Три дня из жизни 9-го класса обычной советской средней школы — четверг, пятница, суббота в середине осени.
Любимец учеников и талантливый педагог, бывший офицер-фронтовик Илья Семёнович, несмотря на солидный возраст, холост, живёт с матерью. Он настолько прям, принципиален и требователен к другим, что часто создаёт конфликты. Так, в резкой форме он делает публичный выговор учительнице начальных классов Таисии Николаевне за её неграмотную речь и выговаривает матери двоечника Левикова которому вопреки совести «натянул» тройку и ученице за её отца, приславшего письмо с несогласием с выставляемыми его дочери оценками. В Мельникове зреет внутренний конфликт — ощущения возраста, невоплощённость идеалов молодости, несовершенство мира, слабая возможность изменить его, неблагодарность учеников, невозможность ответить на чувства молодой коллеги Наташи отзываются болью в его сердце.
Дозволено ли учителю дружить со своими учениками? Можно ли ученикам делиться с учителями переживаниями, проблемами? Что важнее — принципы или любовь? И что это вообще такое — любовь?..
Ответы ищите в книге, на основе которой снят этот замечательный фильм — сборнике повестей Георгия Полонского «Доживем до понедельника»
«Большая перемена»
«Больша́я переме́на» — советский четырёхсерийный художественный телевизионный фильм, снятый в 1972—1973 годах режиссёром Алексеем Кореневым по мотивам повести Георгия Садовникова «Иду к людям» (в последние годы издаётся под названием «Большая перемена»).
Самолюбие Нестора Петровича Северова , молодого историка, гордящегося своими, как он думает, глубокими знаниями, уязвлено тем, что на вступительном экзамене в аспирантуру его обошла любимая девушка Полина. В досаде он порывает с Полиной и уходит в добровольную «ссылку» — учителем в вечернюю школу. Он становится классным руководителем 9-го «А» класса. Оказалось, что преподавать школьные дисциплины очень разным взрослым людям, большинство из которых старше самого преподавателя, не так-то просто, особенно если некоторые из них не хотят учиться. Некоторые взрослые, казалось бы, ученики доставляют своему классному руководителю массу хлопот. В довершение ко всем проблемам, в нового учителя влюбляется ученица Нелли Леднёва, отец которой учится в том же классе.
Написать сценарий фильма о жизни учащихся вечерней школы, используя свою повесть «Иду к людям», Садовникову, в молодости самому преподававшему в вечерней школе, предложили в конце 1969 года. Сразу было поставлено условие, что соавтором будет режиссёр фильма. Два года писатель трудился над сценарием, было перепробовано много вариантов, многое потом пришлось менять во время съёмок, перед самым их началом вместо двухсерийного было решено делать трёхсерийный, а затем — и четырёхсерийный фильм.
Профессия учителя сложна,
Ее основа – мудрость и терпение.
Работа ваша для страны важна.
Вы новые растите поколения.
«Сельская учительница»
Окончив гимназию в Петербурге, Варя едет в глухую сибирскую деревню учить крестьянских детей. Молодой учительнице приходится буквально завоевывать сердца суровых местных жителей, среди которых она вскоре встречает своего давнего петербургского знакомого, революционера Мартынова, в которого влюблена.
«Сельская учительница» — художественный фильм Марка Донского, снятый в 1947 году. Премьера под изначальным названием «Воспитание чувств» состоялась в начале ноября 1947 года.
Прототипом героини Веры Марецкой и главным консультантом фильма стала Екатерина Васильевна Мартьянова. С 1902 года она учительствовала в 2-классном училище на Режевском заводе (ныне город Реж в 70 километрах к северу от Екатеринбурга). Сразу после революции Мартьянова перебралась в Екатеринбург, где возглавляла экспериментальную школу. Об успехах этой школы узнал нарком Луначарский, и по его рекомендации Мартьянова переехала в Москву, где около 30 лет руководила передовой гимназией № 29 (у неё учился Эльдар Рязанов и другие известные личности). В 1940-е годы Мартьянова была избрана депутатом Верховного Совета СССР, дважды награждалась орденом Ленина.
Фигура учителя в советской культуре, поистине, является фигурой высшего, непререкаемого авторитета, а о педагогической профессии говорили, что она является «самой благородной и почётной в нашем обществе».
Советское кино в 1960-е годы — это эпоха экспериментов с формой, а не эпоха утверждения новых идей. В 1966 году выходит фильм Геннадия Полоки «Республика ШКИД» на замечательной литературной основе Леонида Пантелеева.
«Республика ШКИД»
«Респу́блика ШКИД» — приключенческая, отчасти автобиографическая, детская повесть Григория Белых и Л. Пантелеева о жизни беспризорных детей в Школе социально-индивидуального воспитания имени Достоевского (ШкИД), написанная в 1926 и изданная в 1927 году. Персонажи, прототипами которых послужили сами авторы, носят в повести имена Григорий Черных (прозвище — Янкель) и Алексей Пантелеев (Лёнька Пантелеев).
«Республика ШКИД», без сомнения, один из самых популярных и любимых фильмов нескольких поколений телезрителей. Поставленный по одноименной повести замечательного детского писателя Леонида Пантелеева, фильм получился настолько органичным, что давно уже существует как самостоятельное произведение. В основу фильма и повести, как и в случае со многими произведениями Пантелеева, легла его собственная история жизни — беспризорника, воспитанника трудовой коммуны в далекие и голодные 1920-е годы.
На главную роль пригласили мальчика-беспризорника Артура Исаева. На съемочную площадку его привозили под конвоем, зато воссозданный им на экране образ поражает свей правдоподобностью. В фильме сыграло много настоящих беспризорников, их собирали по всем советским приемникам-распределителям, интернатам и детским домам и в колониях для несовершеннолетних. Как позже признавался сам режиссер: «Я искал подростков, знающих о воровстве не из рассказов». Роль Мамочки сыграл беспризорник Александр. На роль Воробья утвердили потомственного автомобильного воришку Вячеслава Романова.
Съемки проходили в павильонах «Ленфильма». Картина должна была стать большой, двухсерийной, но судьба этого фильма сложилась совсем по-другому. Почти сразу худсовет потребовал вырезать массу эпизодов и сцен. Вырезанные фрагменты немедленно уничтожались, так что, когда одна западная кинокомпания захотела купить фильм целиком, она не смогла этого сделать. Но и после сокращений еще год картину не хотели выпускать на экраны. Ее называли энциклопедией школьных хулиганов и требовали запретить. Спас фильм случай. На свой страх и риск его показали на открытии Дома творчества кинематографистов в Репино, где присутствовало большое количество именитых деятелей киноискусства. И только после этого «Республика ШКИД» нашла, наконец, свой путь к зрителю.
Мы говорим тепло и просто
Такие добрые слова:
Желаем творческого роста,
Чтоб не болела голова,
Чтоб дети ваши не грубили,
Пугая жесткостью сердец,
Чтоб вас они всегда любили
И уважали, наконец.
Чтоб ежедневно на работу
С улыбкой шли, и не спеша.
И чтоб, с работы возвращаясь,
Все пело: тело и душа!
Чтоб ваше сердце не болело,
Чтоб, наполняя паруса,
Одним простым кусочком мела
Вы открывали чудеса!
Наши учителя — самоотверженный народ. Какое же огромное сердце нужно иметь, чтобы изо дня в день, из года в год так щедро тратить его на нас! И какой доброй, терпеливой и нестареющей должна быть душа.
Поздравляем всех учителей с праздником!
Низкий вам поклон!
Подготовила Барыбина И. Г.