Литературный час
«Дальневосточный писатель Василий Авченко написал биографическое исследование об Александре Фадееве. Оно вышло в 2017 году в издательстве «Молодая гвардия» в серии ЖЗЛ и представляет собой объемный портрет человека неординарного, искреннего, при жизни превращенного в бронзовый памятник, сброшенного в постсоветское время с пьедестала и ошельмованного.
Перечитав «Разгром», Василий Авченко сделал личное открытие: «Фадеев — живой, а казалось, что уже давно нет». «В моей позднесоветской и раннепостсоветской школе его еще проходили. Потом я надолго забыл его, пока несколько лет назад не оказался в партизанских местах Приморья. В электронной книжке случайно (случайно ли?) оказался „Разгром“, я открыл файл — и не смог оторваться, пока не дочитал до конца. „Разгром“ вдруг оказался живым, огнедышащим, кровоточащим. Как будто вулкан спал — и вот проснулся.«
«Фадееву требуется возвращение. Новое непредвзятое прочтение. Переосмысление. Реабилитация — пишет автор в заключение. — В первый раз его убили еще в СССР, превратив живого человека и писателя в кусок бронзы. Во второй раз убили вместе с СССР, объявив сатрапом и палачом. Потом убили в третий раз, сделав вид, что такого писателя вообще нет. <…> Но вот парадокс: самоубийство писателя способствовало продлению его жизни».
7 августа, в рамках программы «Александр Фадеев: знакомый и неизвестный» прошел литературный час «Фадеев: своевременно и современно» на котором сотрудник библиотеки предложила читателям и гостям библиотеки обсудит вопрос о современности романов советского писателя для молодежи.
Хочется выделить четыре существенные писательские особенности Фадеева. Во-первых, его произведения всегда исторически конкретны. Во-вторых, он рассматривает проблемы политические и моральные в их нераздельности, — это очень важно, если помнить заблуждения литераторов, нередко стремящихся расчленить эти проблемы, что обычно приводит к ложному противопоставлению политики и морали. В-третьих, Фадеев смело пользуется чередованием изобразительности с размышлениями, то вскрывая мысли своих героев, то сам размышляя в непосредственных авторских обращениях к читателю. Наконец, четвертое. Я думаю, не ошибусь, если скажу, что молодость влечет к себе Фадеева как едва ли не главный герой его творчества, та юность мира, которая пришла, чтобы революционно обновить всю землю. И это не потому только, что он — поэт «Молодой гвардии», а потому, что определяющие суть его творчества герои-большевики наполняют его книги могучей убежденностью в этом обновлении земли духом молодости.
В ходе обсуждения гости мероприятия пришли к выводы, что творчество Фадеева нуждается в переосмыслении, новом дыхании в пространстве новых устремлений не только молодого поколения, но и русского менталитета в целом.