«Духовное краеведение»

Беседа

Добрый день дорогие читатели и гости нашего блога!

Продолжаем наш день информации «Духовной радости сияние» и поговорим о духовном наследии Донского края.

Православие всегда было отправной точкой глубинной России, той системой ценностей, которая составляла основу русского, российского самосознания. Что ни говори, духовная составляющая у нас всегда была главнее материальной. Совесть ставилась выше корысти, идеалы выше выгоды, честность выше роскоши, главным оставался не вопрос, как жить, а – для чего жить.

Донская земля богата на святые места и людей, которые несли свет православной веры в мир. Давайте рассмотрим несколько примеров.

Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Был построен всего за шесть лет и освящен на Рождество Пресвятой Богородицы в 1860 году.
Удивительна история Ростовского кафедрального собора. Удивительна и неразрывно связана с историей города.

Ведет она свое начало от крепости Димитрия Ростовского, учрежденной высочайшим указом императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году на южных границах России. При сооружении крепости на правом берегу Дона сразу же началось строительство церкви во имя Покрова Божией Матери и часовни во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которая была освящена в 1761 году.

Реконструкцию кафедрального собора Ростова завершат за счет бюджета — РБК

Вскоре эта часовня становится храмом. В 1781 году деревянный храм Рождества Богородицы был разобран и перенесен на торговую площадь города, то есть на его теперешнее место. Простоял он недолго — чуть более 10 лет, и сгорел при пожаре. В 1795 году богобоязненные ростовчане строят на месте сгоревшего храма новый — каменный, с деревянными куполами.

К середине XIX века церковь Рождества Богородицы на торговой площади уже не вмещала верующий народ. И тогда два ростовских купца Семен Кошкин и Федор Нефедов, с согласия Городской думы и по благословению Правящего Архиерея, обратились в начале 1854 года в Святейший Синод с просьбой разрешить строительство большого кафедрального собора за их личный счет. Просили они также предоставить и соответствующий архитектурный проект будущего главного храма города.

Ответ с разрешением пришел из Синода очень быстро, и к нему прилагался проект, означенный как типовой для строительства православных храмов с учетом нового времени. Автором проекта был академик архитектуры К. А. Тон.

Рядом с собором, с его западной стороны, была воздвигнута четырехъярусная колокольня высотой 75 метров. Ее строительство финансировал еще одни ростовский купец П. Р. Максимов. Благовест ее 10-тонного колокола был слышен на 42 версты по Задонью. День рожденья колокольни Ростовского кафедрального собора — на празднование Казанской иконе Божией Матери 4 ноября.

После революционных событий 1917 года начинаются страшные годы безбожия, гонений на церковь. Наступление на Ростовский кафедральный собор началось еще в 20-е годы. Тогда собор вместе с колокольней был обнесен кирпичной оградой, причем, были разобраны мраморные паперти, единственный вход в собор был разрешен с западной стороны.

В конце июля 1942 года верующие люди сами открыли собор. В начале 1951 года был установлен главный четырехъярусный иконостас, выполненный в Москве по проекту иконостаса Храма Христа Спасителя. Он был необычной формы — в виде часовни, увенчанной главкой с крестом. В 1955 году такие же иконостасы были сооружены в правом — Петро-Павловском и левом — Преображенском приделах. Росписи стен, пилонов и сводов были выполнены художником К. Волковым.
Новая страница истории Ростовского кафедрального собора начинается в конце 80-х годов. К 1000-летию Крещения Руси пять его куполов были покрыты медью и позолочены, а над ними воссияли позолоченные кресты. К 1999 году была полностью восстановлена колокольня.

Ростовский Свято-Иверский женский монастырь.

История Свято-Иверского женского монастыря началась в 1903 г., когда по прошению монахинь Черноморского монастыря Екатерины и Александры Ростовская Управа отвела участок в две десятины земли в 20 верстах от г. Ростова для строительства женской обители. Попечителем монастыря стал купец С. И. Федоров, поэтому монастырь получил в народе название «Федоровский». Сохранилось предание, что купец строил монастырь для своей шестнадцатилетней дочери, пожелавшей удалиться от мира. Через несколько лет на монастырской земле поднялись деревянная часовня и кельи, которые впоследствии заменили каменными. Над целебным источником возвели каплицу, рядом — домик игуменьи. Разбили монастырский сад, ископали пруд.

Свято-Иверский женский монастырь - СоборРостов

В годы Первой мировой войны в монастыре располагался приют для девочек-сирот, привезенных в Ростов из оккупированной Польши. Они жили здесь и обучались до начала 1920-х годов.

После октябрьской революции нависла угроза закрытия обители. Игуменья Анастасия нашла мудрое решение зарегистрировать общину как сельхозартель, что позволило сохранить монастырскую жизнь в годы гонений от безбожной власти.

Все оборвалось в 1929 году. Монастырь закрыли, имущество передали в собственность государства, послушниц и монахинь изгнали, а семидесятилетнюю игуменью с несколькими сестрами предали суду и выслали в Сибирь. Прекрасный монастырский сад был вырублен, погибла пасека, разобрали на камень каплицу, игуменский домик. Пруд превратился в болото, святой источник был загажен. На всем царила мерзость запустения.

Лишь более полувека спустя началось возрождение Свято-Иверской обители. В период архипастырства на Донской земле митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) постановлением Священного Синода РПЦ от 1991 г. в Ростовской епархии был учрежден Свято-Иверский женский монастырь. В этом же году возобновились богослужения в нижнем храме в честь свт. Димитрия Ростовского. С июня 1993 г. по август 1996 г. настоятельницей монастыря была монахиня Неонила (Сергиенко Нина Сергеевна, освобождена по состоянию здоровья). За это время был восстановлен верхний храм в честь Иверской иконы Божией Матери и колокольня. В 1996 г. игуменьей монастыря назначена монахиня Рахиль (Ковалева). За семилетний период настоятельства матушки Рахили оделись позолотой главки храма и колокольни, написаны иконостасы верхнего и нижнего храмов монастыря, построена надвратная часовня, благоустроен келейный корпус, разбиты цветники, вокруг обители возведены каменные стены, налажено монастырское хозяйство.

Церковь иконы Божией Матери «Умиление»

Церковь иконы Божией Матери "Умиление"

Православный приход в честь иконы Божией Матери «Умиление» сформировался в 1998 году. В это же время приходу было выделено временное помещения для совершения богослужений. Первую службу в молитвенном доме в честь иконы Божией Матери «Умиление» совершили 25 марта 1998 года. Тогда же началось строительство нового храма. В 2004 году на храм были установлены купола.

Несомненно донское православие — это и люди.

ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ

Дмитрий Донской родился 12 октября 1350 года. Сын великого князя Ивана Ивановича Красного (1326–1359). Годы правления 1359 – 1389. 

Краткая биография Дмитрия Донского самое главное

Дмитрий Иванович стал великим князем московским в 1359 году в девятилетнем возрасте, после смерти своего отца. По его завещанию наставником и воспитателем Дмитрия стал митрополит Алексий. Большое влияние на великого князя Дмитрия Ивановича оказал и настоятель Троицкого монастыря Сергий Радонежский, с которым у него сложились близкие и доверительные отношения. Именно к Сергию Радонежскому за благословением перед Куликовской битвой пришел Дмитрий Иванович. Князь Дмитрий был глубоко верующим  человеком и всегда поддерживал православные храмы и святые обители. Дмитрий Иванович основал Николо-Угрешский монастырь, сделал щедрые пожертвования в Троицкий и московский Симонов монастыри. В годы его княжения были открыты монастыри в Москве, Серпухове, Коломне и других местах Московского княжества. 

За годы правления Дмитрия Ивановича были существенно расширены границы Московского княжества. Изменяется и облик великокняжеского престола. В 1366 году Дмитрий Иванович построил в Москве новый каменный кремль. В 1368 и 1370 годах под стенами Московского кремля потерпел поражение великий литовский князь Ольгерд. 

Великий князь Дмитрий стремился к объединению русских земель.

8 (21) сентября 1380 года – главное событие в биографии Дмитрия Донского. В этот на Куликовом поле, на берегу Непрядвы и Дона объединенное русское воинство под предводительством Дмитрия Ивановича разгромило войско Мамаевой орды. Князь Дмитрий сам сражался на поле брани и, согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», был ранен. Вскоре после битвы великого князя московского прозвали Донским. 

В 1389 году в возрасте 39 лет великий князь московский Дмитрий Иванович скончался и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. В 1988 году великий московский князь Дмитрий Иванович Донской был канонизирован Поместным собором Русской православной церкви.

Святой блаженный Павел Таганрогский (Стожков)

Павел Таганрогский

Блаженный Павел Павлович родился 8 ноября 1792 года в семье благочестивых черниговских дворян. Родители хотели обеспечить своему сыну образование и хорошее общественное положение, юноша же стремился ко спасению и богоугодной жизни в молитве и странничестве по святым местам. В 25 лет, следуя словам Господа: «…все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах…» (Лк.18:22), блаженный Павел раздал доставшуюся ему часть имения, отпустил на волю крестьян и, взяв благословение отца, отправился в заветное странствование по святым обителям, дабы под их кровом найти упокоение своей душе.

Около десяти лет продлилась его странническая жизнь, а затем он поселился в приморском городе Таганроге, где, забыв свое дворянское происхождение, говорил на простонародном малороссийском наречии, жил в землянке. Тяжелыми работами в порту и неустанной молитвой он очистил душу и тело от всего страстного и греховного, на нем явно почила благодать Божия, и он многим светил своей праведной жизнью, и невольно люди, под впечатлением его речей и дел, глубже вдумывались в смысл жизни и вспоминали о Небесном Отечестве. Они стали идти к нему за советами и утешением.

Павел Павлович любил храмы и часто жертвовал на них иконы, лампады, свечи, елей и прочее. Он учил быть верным в малом, прививал любовь к святыне церковной и переносил это благоговейное отношение на предметы, освящающие жизнь человека в миру: просфоры, ладан, свечи.

Однажды пришли к блаженному двое паломников, только что вернувшихся со Святой земли. Блаженный Павел велел впустить их на кухню и послал спросить, «шо воны на Черном мори бачилы, та нехай кажут правду». Посетители содрогнулись и открыли все как было. «Когда мы плыли по Черному морю, была сильная буря, пароход качало из стороны в сторону, так что волны переливались через него, и мы, будучи в большой опасности, приходили в отчаяние. Не надеясь на человеческие усилия, мы обратились к молитве, просили Господа и Божию Матерь о своем спасении, а также призывали имя блаженного Павла. И вдруг, увидели мы его (блаженного) прошедшего по пароходу в белой одежде, подобной снегу, подвязанного поясом, с палкой в руках. После чего он стал невидим, а буря стала стихать. Скоро море успокоилось, мы благополучно доплыли к пристани и теперь заехали поблагодарить его, великого молитвенника за бедствующих людей». Блаженный Павел наказал паломникам и всем слышавшим их никому не говорить об этом, «пока я и помру, а як помру, то хоть и всим рассказувайте».

Приближаясь к концу своей земной жизни, блаженный все более ослабевал телесными силами, но святая душа его по-прежнему пламенела любовью к Богу и ближним. Как и другим великим угодникам Божиим, Господь открыл ему день и час его кончины. Накануне он велел написать письмо своим близким с просьбой быть на его похоронах.

Преставился блаженный Павел 10 марта 1879 года. 

Священномученик Николай Попов

Священномученик Николай Попов родился 6 мая 1864 года в семье статского советника Черкасской станицы Войска Донского Харитона Ивановича Попова и дочери священника станицы Мигулинской Александры Петровны.

Священномученик Николай Попов (1864-1919) - Официальный сайт Ростовской и  Новочеркасской епархии

Отец Николая – Харитон Иванович – был личностью замечательной: казак, движимый пламенной любовью к родному краю, он обладал редкой целеустремленностью и неиссякаемой энергией. Посвятив всю свою долгую, более чем 90-летнюю, жизнь изучению истории и культуры Донского края, Харитон Иванович был одним из инициаторов создания и первым директором Музея Донского Казачества. Общественную деятельность Харитон Иванович сочетал с жертвенным служением ближним, а ближним для него был тот, кто обращался к нему с какой-либо просьбой. Николай вдохновенно воспринял отцовский пример жертвенного служения людям, любви к родной земле и личного благочестия. Глубокое влияние на Николая оказала его мать – Александра Петровна. Именно она заложила религиозно-нравственные основы в характере сына.

После окончания шести классов гимназии Николай поступил в Харьковское земледельческое училище, где прилежно изучал агрономию и другие науки и одним из лучших окончил его полный курс.

В эти годы в душе Николая происходила серьезная внутренняя работа, выбор дальнейшего пути жизни, который он со всей ревностью искреннего сердца решил посвятить служению горячо любимому Донскому краю. Николай вновь и вновь размышлял о правильности своего выбора. В его душе загоралось пламенное желание служить людям. Именно в это время у Николая созрело решение встать на путь духовного служения, и, по прошествии нескольких лет, несмотря на свой уже 30-летний возраст, Николай Харитонович поступил на пятый курс Донской семинарии, где с глубоким интересом занимался изучением богословских наук.

Отец Николай сразу поехал на новый приход в хутор Колодезный Мигулинской станицы Верхне-Донского округа. Хутор Колодезный представлял собой удаленное от дорог, заброшенное в степи селение. Молодой священник столкнулся с суевериями, пьянством, невежеством. Нелегка была и материальная жизнь – вместо храма – молитвенный дом, рядом с которым располагалось скромное жилище священника. Но отца Николая не смутили ни удаленность от мира его прихода, ни грубость нравов станичников, ни житейские тяготы.

Отцу Николаю не суждено было служить на хуторе Колодезном до конца своих дней. Честная и прямая позиция священника раздражала, а иногда даже пугала богатых и знатных станичников. Многие из них, живя нечестно, боялись обличения в неправде со стороны уважаемого пастыря. Начались интриги, клевета, сплетни. Больно и горько было отцу Николаю видеть открытую вражду со стороны близких ему людей.

После долгих переживаний и сомнений отец Николай начинает трудиться на новом приходе в хуторе Верхнее-Гнутове станицы Есауловской. Уже через несколько лет заботами неутомимого батюшки был отремонтирован и украшен живописью храм, вызолочены купола, организован церковный хор. Попечением отца Николая была построена на хуторе новая школа, в которой он ежедневно сам вел занятия с детьми и в воскресные дни со взрослыми. Здесь пригодились отцу Николаю познания в области медицины: по причине отсутствия на хуторе профессионального доктора ему пришлось самому оказывать хуторянам первую медицинскую помощь.

Началась Первая Мировая война. Грозная атмосфера надвигавшейся смуты все более и более сгущалась, сначала грянул Февральский, а затем Октябрьский переворот.

Неспокойно стало на Дону. С возвращением с фронта воинских частей возрастало в среде казачества революционное движение, а с ближайших железнодорожных станций стали подтягиваться толпы «красных гвардейцев» в поисках легкой наживы. Вскоре безбожные правители объявились в Новочеркасске. По всему Дону прокатилась мощная волна вооруженных выступлений, и власть в столице Войска Донского вновь вернулась к всенародно избранному атаману. Но огонь Гражданской войны более и более разгорался, разрушая Отечество.

В то время ревком возглавлял «красный» комиссар по прозвищу «Махор». До революции он занимался извозом и бывал в гостях у батюшки, даже сидел с ним за одним столом. Во время обыска в доме отца Николая комиссар увидел на стене фотографию его брата – походного атамана Петра Харитоновича Попова, который возглавил часть донских казаков против новой безбожной власти. Этого было достаточно, чтобы вынести батюшке смертный приговор. Решив расправиться с ненавистным арестантом как можно скорее, комиссар отправил отца Николая на станцию Морозовскую, где находился в то время окружной ревтрибунал. В своем прощальном письме священномученик Христов с удивительным мужеством писал своим родным, чтобы те «простили все своим врагам, простили и его мученическую смерть». Прощаясь с супругой из окна здания ревтрибунала, отец Николай показал рукой на песок. Это означало, что его ожидала смерть на песчаном карьере недалеко от станции Морозовской.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению Ростовской-на-Дону епархии 17 июля 2006 года иерей Николай Попов (1864–1919) был причислен к Собору Новомучеников и Исповедников Российских XX века.

                                               Как дивен Бог в святых Своих

                                               Сам Ангел с ним молился вместе

      Свободный, светлый, милосердный

                                               Руси светлоокий печальник.

Вера в Бога – это всецелый ответ души христианина на действие благодати Божией и Его Откровение о Себе. Проявляется она в доверии Богу и верности Ему.