Артчас «Пушкиниада» в рисунках Нади Рушевой

Вы видели в черновиках поэта

Поля листов, рисунками полны?

Как созданные пушкинской рукою,

Рисунки Нади Рушевой ясны.

Ни в чем и никому не подражала,

Не думала кого-то поразить,

Она воображеньем создавала

Миры и судьбы. Вызывала жить.

Надя Рушева… Её называли Моцартом рисунка, девочкой с лицом Будды, маленькой принцессой русской живописи. Рисовала она гениально, чаще всего – тонкими линиями, черной тушью. Ушла из жизни в 17 лет, оставив после себя 10 000 рисунков. 

«Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа…»

Д. С. Лихачев

Склонность к рисованию у девочки появилась в раннем детстве. Еще в пять лет отец малышки стал замечать одну интересную особенность: как только он начинал читать вслух сказки, его дочь тут же вскакивала, куда-то убегала и возвращалась с карандашом и бумагой. Затем она садилась рядом, внимательно слушала папин голос и старательно что-то чертила на бумаге. Вот так Надя Рушева стала рисовать.

Её никто этому не учил, она просто взяла в руки карандаш и бумагу и больше никогда в жизни с ними не расставалась. Однажды она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина за то время, пока отец читал эту сказку вслух. В последнем телевизионном интервью Надя рассказывает: «Сначала были рисунки к сказкам Пушкина. Папа читал, а я рисовала в это время – рисовала то, что в данный момент чувствую… Потом, когда сама научилась читать, делала уже к «Медному всаднику», «Повестям Белкина», к «Евгению Онегину»…»

Особенность стиля Нади Рушевой заключалось в том, что девочка никогда не делала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Штриховок и исправленных линий в рисунках тоже практически нет. Она всегда рисовала с первой попытки, как будто обводила на листке видимые только ей контуры. Именно так она сама и описывала процесс рисования: «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести». На её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передаёт эмоции – часто всего несколькими линиями.

…Недетский почерк детского рисунка.

Пера разбег – как будто взмах крыла.

Певучих линий тоненькие струнки

Звенят, срываясь с кончика пера.

Всю недолгую жизнь Нади творчество Пушкина сопровождало её. Пушкиниана – один из лучших Надиных циклов. Он очень выразительный и точный, герои Пушкина в исполнении юной художницы выглядят так, будто это сам великий поэт нарисовал их на полях своих произведений. Однако в этом нет копирования манеры, наоборот, все рисунки подвижны, легки и совершенно неповторимы. Это поражает. Как можно всего лишь линией показать жизнь людей, самые важные их черты, эмоциональное и духовное состояние.

Особенно занимал художницу лицейский период в жизни А.С.Пушкина. Рисунков, посвященных ему, достаточно много, вероятно, потому, что сама Надя была тогда приблизительно в том же возрасте, что и поэт. Было создано множество портретов Александра Сергеевича: в 13, 14, 15 лет. Надя часто изображала Пушкина с друзьями, не упустила она из виду и первую любовь Александра Сергеевича Катеньку Бакунину.

Жизнь Пушкина с Натальей Николаевной – ещё один обширно представленный период пушкинианы. Натали Гончарова на рисунках Рушевой не только потрясающе красива, но и необычайно изысканна. Во всех рисунках Натали, как облако – лёгкая, воздушная, великолепная. Видно, что Надя очень любит и уважает Гончарову, несмотря на довольно распространенное среди поклонников поэта негативное отношение к ней. Девочка рисует, как чувствует – только своё восприятие и самого Пушкина, и всех тех, кто окружал его и его героев.

Надя Рушева великолепно чувствовала ту эпоху и жизнь самого Пушкина. Это было ей близко и понятно. Во время посещения его квартиры на Мойке, она говорила: «Он присутствует здесь. И его семья. Будто мы зашли и не застали их дома…»

Легко и просто, как дыхание,

ложится линия на лист,

глазам являя обаяние

движенья тел, и душ, и лиц…

Надей Рушевой создано много графики к роману в стихах «Евгений Онегин». Чаще всего Надя рисовала Татьяну Ларину: «Татьяна пишет письмо», «Татьяна и Ольга», «Татьяна на первом балу». По рисункам Нади можно проследить изменения в образе Татьяны. На рисунках, посвящённых детству сестёр Лариных, мы видим худенькую серьёзную девочку, тихую, задумчивую. Потом это уже красивая девушка. Тоже серьезная, задумчивая, но уже влюблённая, взволнованная, живущая в мире своих мечтаний. И вот приезд в Петербург. Ах! Балы, знакомства… Смущённая девушка, очень искренняя, не такая, как толпа великолепных и гордых дам. В этом ее прелесть. И вот перед нами взрослая Татьяна. Красивая женщина, уверенная в себе, но это на первый взгляд, а в глазах печаль. Скрытая, потаённая, но она есть. Надя превосходно передала каждый этап жизни Татьяны, показала её отличие от остальных, ее трагическую историю, смогла раскрыть характер Лариной. Ольге посвящено меньше рисунков, нет такого глубокого анализа, но точно выделены её главные черты, как во внешности, так и в поведении. Ольга весёлая, лёгкая и игривая. На рисунках о детстве мы видим её играющей, танцующей. Она всегда очень активна, открыта.

А. С. Пушкин не мог не писать стихи, а Надя не могла не рисовать. И у великого поэта всех времён, и у девочки-художницы XX века творчество рождалось в душе, образы становились частью их существа. Наверное, поэтому произведения этих двух таких далёких и таких близких людей останутся в веках и будут все так же наполнять трепетом сердца людей.

Спасибо за внимание!